Рецензия на книгу
Поселок
Кир Булычёв
Аноним14 сентября 2011 г.Внимание, частичный спойлер!
Советский юноша терпит кораблекрушение. Волна выносит его на необитаемый остров. Он один, беззащитный, перед лицом могучей природы. Его окружают опасности: звери, лианы, предстоящий дождливый период. Но советский Робинзон, полный энергии, преодолевает все препятствия, казавшиеся непреодолимыми. И через три года советская экспедиция находит его, находит в расцвете сил. Он победил
природу, выстроил домик, окружил его зеленым кольцом огородов, развел кроликов, сшил себе толстовку из обезьяньих хвостов и научил попугая будить себя по утрам словами: "Внимание! Сбросьте одеяло, сбросьте одеяло! Начинаем утреннюю гимнастику!"
(Ильф-Петров, "Как создавался Робинзон")Кораблекрушение, дикий и враждебный мир, люди в одеждах из шкур, стойко переносящие невзгоды и обживающие чужую планету, вылазки на корабль с целью принести.. да-да, инструменты и провиант, ага. Ну и случайно залетевшая на огонёк экспедиция. Мдя, сложно после Дефо и Жюля Верна приготовить что-либо вкусненькое, имея такие компоненты. Максимум -- юношескую приключенческую фантастику, занимательную по форме и пустую по содержанию. Что же получилось у Булычёва?
Атмосфера Как юмористическое произведение в советской литературе не может быть несатирическим, так и фантастика не может быть ненаучной. А советская научная фантастика видит будущее не иначе, как развивающимся по законам научного коммунизма. Имена героев -- Дик, Казимир, Вайткус, Фумико, Эгли указывают на полную победу интернационала, а то что самыми умелыми, мудрыми, инициативными, целеустремлёнными (нужное подчеркнуть) оказываются Сергеев, Борис, Олег и Марьяна ненавязчиво намекает кто в доме хозяин. Учитывая такой идеологический базис, цензура закрыла глаза на некоторые фривольности, допущенные автором: герои влюбляются, создаётся даже чуть больше, чем два полноценных любовных треугольника, во весь голос звучат признания в любви и даже имеют место поцелуи и (sic!) эротические ласки. На фоне лиан, хижин и рева хищников это придает повести некий оттенок бульварности, но только песня совсем не о том, как мурлыкала кошка с котом.
Начал за здравие, кончил за упокой... Я о фантастике же говорил. Так вот. Дикий мир представлен колоритной и оригинальной, даже для искушенного в фантастике читателя, флорой и фауной. Робинзоны дают привычне имена всем тварям земным и плевать, что коза больше похожа на бронтозавра, грибы норовят при первой возможности сбежать от грибника, а мустанги -- насекомые. С цивилизацией все банальнее -- аннигилирующие все вокруг бластеры, самораспаковывающиеся архивы походные лаборатории, подпространственные перелёты и другие sci-fi - примочки.
Герои Кто знает, были такие советские игровые приставки -- "Видеоспорт". Так вот, на них можно было вдвоем рубиться в теннис и футбол, но в инструкции слово "противник" было корректно заменено на "партнёр". К чему это я? Повесть выгодно отличается от аналогичных произведений а-ля Саймак-Хайнлайн-Гаррисон отсутствием антагониста-абсолютноговрага. Это не делает её скучной. Несмотря на шаблонность персонажей ("маугли" Казик и ботаник Олег, буквоед Клара и рубаха-парень Павлыш), все они наделены четкими и объемными психологическими портретами, характерами, мотивацией, что делает их мысли и действия адекватными, но отнюдь не всегда предсказуемыми.
Конфликты и коллизии Вот я и пришел к тому, что в повести понравилось больше всего. Две трети книги, читающиеся как легкое приключенческое чтиво, напрочь перечеркиваются последними тридцатью страницами (вообще-то я её слушал, но когда до конца оставалось пол часа, действие набрало таких оборотов, что ждать, пока закончится смена и я опять надену наушники не было никакой возможности, пришлось дочитывать с экрана). Так вот... Конфликты тоже не новы -- отцы и дети, академические знания и практические навыки выживания, личная выгода и общественная польза, субординация и панибратство, буква закона и моральный долг. Да, старая песня. Но не попсовая. Действие повести продуманно профессионально, и точка, где сюжетные линии пересекаются больше похожа на замысловатый узел, в который превращаются провода наушников, небрежно брошенные в карман рюкзака перед трехдневным походом в горы. Неспешное повествование к концу книги скачком набирает скорость, остроту, оторваться невозможно, эффект присутствия близок к ста процентам, в голове клубятся даже не мыли, а скорее, обрывки эмоций: "ого!..","не-не-не, только не это!...", "Вот коза, да неужели?..", "что же ты, Павлыш?","дурень, дурень, не вздумай", "вот чёрт!..", "не ведись, не ведись!.." и последняя -- "фууууух... "
Булычёв не был бы Булычевым, если бы всё не ЖУТКИЙ СПОЙЛЕР закончилось хорошо. Но -- то ли это моё субъективное восприятие, то ли мастерство рассказчика -- мне кажется, что откровенный и скрупулёзно-правдивый автор переврал финал истории... Один палец нажал детонатор, второй -- курок и у повести совсем другой конец, суровый, мрачный, но гораздо более правдоподобный.
Однозначно, Булычёв для меня поднялся на несколько ступеней в иерархии отечественных фантастов и занял вторую сверху ступеньку, уступая только Стругацким.
89692