Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Поселок

Кир Булычёв

  • Аватар пользователя
    Аноним14 сентября 2011 г.

    Внимание, частичный спойлер!


    Советский юноша терпит кораблекрушение. Волна выносит его на необитаемый остров. Он один, беззащитный, перед лицом могучей природы. Его окружают опасности: звери, лианы, предстоящий дождливый период. Но советский Робинзон, полный энергии, преодолевает все препятствия, казавшиеся непреодолимыми. И через три года советская экспедиция находит его, находит в расцвете сил. Он победил
    природу, выстроил домик, окружил его зеленым кольцом огородов, развел кроликов, сшил себе толстовку из обезьяньих хвостов и научил попугая будить себя по утрам словами: "Внимание! Сбросьте одеяло, сбросьте одеяло! Начинаем утреннюю гимнастику!"
    (Ильф-Петров, "Как создавался Робинзон")


       Кораблекрушение, дикий и враждебный мир, люди в одеждах из шкур, стойко переносящие невзгоды и обживающие чужую планету, вылазки на корабль с целью принести.. да-да, инструменты и провиант, ага. Ну и случайно залетевшая на огонёк экспедиция. Мдя, сложно после Дефо и Жюля Верна приготовить что-либо вкусненькое, имея такие компоненты. Максимум -- юношескую приключенческую фантастику, занимательную по форме и пустую по содержанию. Что же получилось у Булычёва?

    Атмосфера Как юмористическое произведение в советской литературе не может быть несатирическим, так и фантастика не может быть ненаучной. А советская научная фантастика видит будущее не иначе, как развивающимся по законам научного коммунизма. Имена героев -- Дик, Казимир, Вайткус, Фумико, Эгли указывают на полную победу интернационала, а то что самыми умелыми, мудрыми, инициативными, целеустремлёнными (нужное подчеркнуть) оказываются Сергеев, Борис, Олег и Марьяна ненавязчиво намекает кто в доме хозяин. Учитывая такой идеологический базис, цензура закрыла глаза на некоторые фривольности, допущенные автором: герои влюбляются, создаётся даже чуть больше, чем два полноценных любовных треугольника, во весь голос звучат признания в любви и даже имеют место поцелуи и (sic!) эротические ласки. На фоне лиан, хижин и рева хищников это придает повести некий оттенок бульварности, но только песня совсем не о том, как мурлыкала кошка с котом.

       Начал за здравие, кончил за упокой... Я о фантастике же говорил. Так вот. Дикий мир представлен колоритной и оригинальной, даже для искушенного в фантастике читателя, флорой и фауной. Робинзоны дают привычне имена всем тварям земным и плевать, что коза больше похожа на бронтозавра, грибы норовят при первой возможности сбежать от грибника, а мустанги -- насекомые. С цивилизацией все банальнее -- аннигилирующие все вокруг бластеры, самораспаковывающиеся архивы походные лаборатории, подпространственные перелёты и другие sci-fi - примочки.

       Герои Кто знает, были такие советские игровые приставки -- "Видеоспорт". Так вот, на них можно было вдвоем рубиться в теннис и футбол, но в инструкции слово "противник" было корректно заменено на "партнёр". К чему это я? Повесть выгодно отличается от аналогичных произведений а-ля Саймак-Хайнлайн-Гаррисон отсутствием антагониста-абсолютноговрага. Это не делает её скучной. Несмотря на шаблонность персонажей ("маугли" Казик и ботаник Олег, буквоед Клара и рубаха-парень Павлыш), все они наделены четкими и объемными психологическими портретами, характерами, мотивацией, что делает их мысли и действия адекватными, но отнюдь не всегда предсказуемыми.

       Конфликты и коллизии Вот я и пришел к тому, что в повести понравилось больше всего. Две трети книги, читающиеся как легкое приключенческое чтиво, напрочь перечеркиваются последними тридцатью страницами (вообще-то я её слушал, но когда до конца оставалось пол часа, действие набрало таких оборотов, что ждать, пока закончится смена и я опять надену наушники не было никакой возможности, пришлось дочитывать с экрана). Так вот... Конфликты тоже не новы -- отцы и дети, академические знания и практические навыки выживания, личная выгода и общественная польза, субординация и панибратство, буква закона и моральный долг. Да, старая песня. Но не попсовая. Действие повести продуманно профессионально, и точка, где сюжетные линии пересекаются больше похожа на замысловатый узел, в который превращаются провода наушников, небрежно брошенные в карман рюкзака перед трехдневным походом в горы. Неспешное повествование к концу книги скачком набирает скорость, остроту, оторваться невозможно, эффект присутствия близок к ста процентам, в голове клубятся даже не мыли, а скорее, обрывки эмоций: "ого!..","не-не-не, только не это!...", "Вот коза, да неужели?..", "что же ты, Павлыш?","дурень, дурень, не вздумай", "вот чёрт!..", "не ведись, не ведись!.." и последняя -- "фууууух... "

       Булычёв не был бы Булычевым, если бы всё не ЖУТКИЙ СПОЙЛЕР закончилось хорошо. Но -- то ли это моё субъективное восприятие, то ли мастерство рассказчика -- мне кажется, что откровенный и скрупулёзно-правдивый автор переврал финал истории... Один палец нажал детонатор, второй -- курок и у повести совсем другой конец, суровый, мрачный, но гораздо более правдоподобный.

    Однозначно, Булычёв для меня поднялся на несколько ступеней в иерархии отечественных фантастов и занял вторую сверху ступеньку, уступая только Стругацким.

    89
    692