Рецензия на книгу
Древо Иуды
Арчибальд Кронин
Аноним12 августа 2019 г.Обмани себя – посмотри, что будет…
Сложно сказать, почему, но тяжеловато писать об этой книге. Наверное, ждала иного финала, думала, что главный герой совершит очередной круг и замрет на какое-то время, потом снова дрогнет от чего-то, и опять – движение по окружности. Дэвид Мори – тот еще любитель покататься на чертовом колесе: забирается в кабинку, наслаждается, пока медленно летит вверх, а при спуске – отчаянно хватается за перила тонкими холеными пальчиками, испуганно и с осуждением смотрит на сидящую рядом мисс/мадам – «Ну, куда ты меня затащила?» Он напоминает мне несуразную копию Жоржа из «Милого друга», слепленную горе-создателем, вечно мечущимся от материализма к романтизму. Или Мори – как голограмма… На первый взгляд – добрый доктор с обаятельной улыбкой, а поверни картинку под другим углом – и это уже попросту слабак, бегущий большими шагами от трудностей.
Cцена первая: Швейцария, чудесная вилла, светит солнышко, Дэвид в шелковом халатике и с сигаретой «Собрания» довольно взирает на озеро, горы, близлежащие замки, щедро усыпанное розовыми цветами древо иуды. Он богат, свободен и может позволить себе проводить время абсолютно бесполезно. В этот денек Дэвид Мори катается по городу на дорогом автомобиле, покупает очередную картину для услады внутреннего эстета, обедает в роскошном ресторане. Вечер обещает быть таким же приятным и таким же бесцельным.
Сцена вторая: светский вечер, Мори в черном костюме под ручку со зрелой, сочной, пока не потерявшей свежести швейцарской вдовой Фридой (от нем. der Frieden – мир, покой). Забавное имя у этой мадам, в свое время она изрядно и успокоит, и умиротворит Дэвида… Краем уха он слышит название шотландской деревеньки, его начинает трясти…
Сцена третья: ночь, главный герой телом все также в Швейцарии, а вот душой уплывает в прошлое. Бедность, лечение пациентов, любовь, отзывчивая и простодушная семья пекаря сменяются богатством, изысканием дорогостоящих лекарств, пустой страстью и кланом фармацевтического барона. Мори на задворках жизни играет в гольф, изучает искусство.
Сцена четвертая: чувство вины и пустота окружения гонят Дэвида в родную Шотландию.
Сцена, пусть будет, седьмая: третья сцена, но почти наоборот. Серьезность последствий зашкаливает.
Сцена последняя: все то же древо иуды, только не усеянное цветами, а припорошенное снегом. Под веткой расположился Островский с блокнотиком, он задумчиво смотрит вверх и выводит на листе «Эгоист живет только в себе и для себя, и если поковеркано его «я», то ему нечем жить».
Обычно мне по душе, когда в книге есть нечто напоминающее бумеранг, летящий в лоб и оставляющий огромный синяк. С «Древом Иуды» - не вышло. Возможно, чары обаяния Мори опьянили и меня, пришлось увидеть в нем всего лишь человека, страдающего самообманами. Едва ли это симпатия, скорее – понимание какое-то, принятие факта, что каждый портит свою жизнь так, как считает нужным. И все было бы неплохо, если бы главный герой катался на чертовом колесе один, а если бы и брал кого-то с собой в кабинку, то, по крайней мере, не винил бы потом попутчиков в том, что билеты дорогие, что от порыва ветра шляпа улетела, что о поручень порвалась перчатка или аттракцион попросту сломался.
34798