Рецензия на книгу
The Goldfinch
Donna Tartt
Аноним9 августа 2019 г.Я уже представляю, как после публикации рецензии со мной перестанут здороваться знакомые. Люди в метро будут брезгливо отсаживаться. На улице на меня будут показывать пальцем и, прикрывая рот ладошкой, говорить друг другу: “Это же тот самый, которому “Щегол” не понравился? Ну дела! А выглядит прилично.”
С того самого момента, когда я начал интересоваться книгами чуть больше, чем просто чтением, с подозрительным постоянством тут и там всплывало имя Донны Тартт. Про “Щегла” ходит какое-то невозможное, я бы даже сказал подозрительное, количество хвалебных отзывов, куча номинаций и премий, скорая экранизация с именитыми актёрами - прямо-таки “фулл-хаус”, означающий либо то, что это просто очередная перехайпленная книженция с удачным пиаром, либо это и правда что-то действительно потрясающее. Как бы там ни было, мнение нужно составить самостоятельно.
Главная проблема книги кроется в её названии. Вы можете поверить аннотации, что “Щегол” - это “огромное эпическое полотно о силе искусства и о том, как оно — подчас совсем не так, как нам того хочется — способно перевернуть всю нашу жизнь” - и будете жестоко обмануты. Вас может заинтересовать фраза: “единственным утешением, которое, впрочем, чуть не приводит к его гибели, становится украденный им из музея шедевр голландского старого мастера”, но это наглая ложь. Всё это нужно лишь для завтравки. Да и про саму картину Тео, главный герой книги, вспоминает не так часто. Складывалось ощущение, что был какой-то специальный человек, который должен был периодически говорить: “Донна, дорогуша, ты вообще-то роман про картину пишешь”. “Точно!” - как бы опомнившись восклицает Донна Тартт и печатает что-то типа:
Я так волновался из-за картины, что мой ужас каким-то образом затмил пришедшее мне извещение.Готово, на несколько глав про картину можно забить и заняться куда более интересными вещами. Например, описанием того, как Тео скучно учиться.
На самом деле назвать книгу нужно было “Борис”. Да, название бы книгу не продало, однако целиком отразило бы всю её суть. Борис - молодой человек, украинский поляк, в своему юному возрасту успевший побывать во множестве стран и попробовать всё то, что даже взрослый человек попробовать не осмелится. Именно Борис переворачивает жизнь главного героя. Борис, а не “Щегол”, является одновременно и утешением, и угрозой для жизни Тео. Только с приходом этого самого Бориса в жизнь нашего героя и начинается хоть какая-то движуха. Да такая, что книгу хотелось закрыть с громким хлопком и никогда больше к ней не возвращаться. Это просто огромный блок о том, как малолетки курят, бухают, употребляют наркотики, нарываются на неприятности. День за днём, раз за разом. Зачем? Нууу, наверное чтобы показать силу искусства, книга же об этом, да? Потому как герои из этого никаких выводов не делают. Поучительного в этом ничего нет. Наоборот, это показывается чуть ли не с положительной стороны - малолетки с трудной жизнью смогли уйти от проблем с помощью наркоты и алкоголя. Что ж, сделаю работу за автора.
Употребление наркотических веществ и алкогольной продукции вредит вашему здоровью и может иметь неблагоприятные последствия. Пнятненько?
Но тут случается внезапный поворот. Герой вынужден уехать в другой город. Без Бориса. Наконец-то! Может хоть сейчас начнётся сюжет? Спустя половину книги-то. Возможно, нас ждё…
Щёлк!
Восемь лет спустя.
Тео успешен. Он зарабатывает деньги, обманывая людей. Тео обладает огромной силой воли - он практически избавился от наркотической зависимости. Употребляет всего-то через день. Ну, и когда угощают. А так он “держит себя в узде”.
А как же картина?
Я годами толком и не разворачивал наволочку, вскрывать её нужно минут десять-пятнадцать макетным ножом.На пути у “единственному утешению” встала наволочка и лень. Наверное единственная вещь в книге, которую можно понять и прочувствовать.
В общем и целом начинается роман про молодого человека с типичными для такого возраста проблемами, отношениями с девушкам, рабочие моменты. На мой взгляд довольно интересная и бодрая часть книги, по сравнению с другими её частями.
Но всё хорошее когда-то заканчивается. В нашу жизнь и жизнь главного героя возвращается Борис! Скучали? Нет? Ну извините, сюжет нужно как-то двигать, а других рычагов видимо нет.
Ну и дальше следует череда странных событий, немного экшена, Тео максимально использует свою удачу, потому что ну хотя бы в конце книги нужно сделать какие-то выводы.
И я сделал вывод только один: люди сами себе роют яму. Но понимают это только тогда, когда уже без чьей-то помощи не выбраться. И в этот момент важно не попасться к тому, кто придет на помощь с экскаватором, чтобы яму поглубже сделать.
Но это мой вывод, а не Донны Тарт. Потому что в книге наступает максимально банальный хэппи-энд. Тео понимает, что поступал плохо и просто исправляет свои косяки. Конец.
Самому страшно от того, какую стену текста я накатал. Прошу прощения у тех, кто взялся это читать. Как вывод могу сказать так: безусловно, вся эта популярность вокруг книги повлияла на моё к ней отношение. С другой стороны, не будь вокруг неё столько хайпа, я бы либо не начал читать вообще, либо довольно быстро бросил. Я правда старался понять, почему эта книга так многим понравилась. И не смог. Но, как бы там ни было, это можно считать важным восьмисот страничным опытом. Я хотя бы теперь буду понимать о чём говорят люди. И как реагировать на фразы типа: “Эта книга очень похожа на “Щегла”” или “Очевидно, автор вдохновлялся творчеством Донны Тартт”. Стоило ли это того? Наверное да.331,3K