Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Таинственный Босх. Кошмары средневековья в картинах художника

Нильс Бюттнер

  • Аватар пользователя
    Mary_R9 августа 2019 г.

    Чёрная кошка в тёмной комнате

    МИНИ-РЕЗЮМЕ

    "Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу..." (ит. bosco - лес). Эта цитата из "Божественной комедии" для меня навсегда сплелась прочным синапсом с Иеронимом Босхом. Я не смогла пройти мимо этой книги. Подобно тому, как детально писал вещи, людей и существ художник, автор собрал максимально подробный и, что более сложно, достоверный творческо-бытовой портрет художника. Насколько это вообще возможно, когда жизнь и труды утоплены под толстенным слоем палой календарной листвы лет на пятьсот, до сегодняшнего дня добралось всего чуть больше двадцати картин и рисунков, а и без того малопрозрачную атмосферу вокруг работ "живописца дьявола" укрывают новыми слоями тумана охотники до скрытых смыслов, по цепной реакции запуская новые поисково-толковательные операции. Их тоже можно понять - сложно удержаться от попытки обяснить хоть как-то ситуацию, включающую человека, бьющего цветами по голой попе другого человека, из которой уже торчит букет. Но Бюттнеру это в большей степени удалось, вместо попыток разобрать картины на символы, он уделяет внимание контексту - как жил художник и его современники, в чем было назначение искусства, кто выступал в качестве заказчиков и какое от них было ТЗ. А что в итоге вышло и как это понимать, читатель, он же зритель, пусть решает сам.

    КРАТКОЕ "О ЧЁМ"

    . о том, что художнику не обязательно быть голодным, чтобы писать "на века"
    . о том, что жить в то время было (наверное) страшнее, чем показано на картинах
    . о том, что при отсутствии грамотности у масс единственный способ донести смысл - картинка
    . о том, что слово донатор актуально не только в наши дни, и не только для стримеров
    . о том, что символы меняют свое значение со временем (как это сова означает не мудрость, а, наоборот, интеллектуальную слепоту?)
    . о том, что попав на картину Босха можно спасти душу, ну или хотя бы попытаться

    • полный каталог грехов человеческих на цветной врезке с картинами

      ТРИ ЦИТАТЫ

      1."На мой взгляд, основное отличие картин этого человека от всех остальных в том, что остальные изображают человека так, как его видят снаружи, и только он один осмеливается изображать то, что твориться внутри" (монах Хосе де Сигуенса)

      2.Никто до Босха не изображал монстров так детально, создавая их такими правдоподобными, но в то же время абсолютно невероятными. Именно воображаемая жизнеспособность гротескных существ из Ада придает шарм и очарование изображённому миру и дарят мастеру прозвище "живописец дьявола"

      3. Не только горящий пейзаж, освещенный огнями костров, изображен реалистично, но и музыкальные инструменты, и кухонная утварь, используемые в качестве инструментов пыток, детально прорисованы. Ад превращается в перевернутый вверх дном мир, заяц тащит человека, насаженного на шест охотника, яйцо разбивается о человека. Где-то едят людей, либо порезанных на кусочки, либо кинутых на колеса или же приговоренных к смерти через обезглавливание саблей. (о триптихе Сад земных наслаждений)

    6
    558