Рецензия на книгу
The Silent Patient
Alex Michaelides
IvanovaSofa9 августа 2019 г.Безмолвный пациент и беспомощный психотерапевт
Вот бывает так с книгой: вроде читаешь ее без отвращения, охотно так, а после прочтения оборачиваешься, и становится ясно: сказать про нее откровенно нечего. По крайней мере, хорошего.
Фабула книги довольно аскетична: талантливая молодая художница Алисия Беренсон без всяких видимых причин убивает своего мужа пятью расчетливыми выстрелами в лицо, а затем предпринимает неэффективную попытку самоубийства. Спасенная доблестными медицинскими работниками она приходит в себя, однако, сразу же впадает в тотальное молчание на несколько лет. В результате своей нездоровой несговорчивости Алисия поступает на бессрочное излечение в закрытую клинику Гроув, которое сводится к жесткой седации, превращающей яркую и некогда привлекательную миссис Беренсон в нечесаный овощ со слюной у рта. Плавное течение этой полужизни прерывает новый эксперт-психотерапевт Тео Фабер, который специально устроился в Гороув, одолеваемый единственной навязчивой целью – добиться от Алисии словесного выражения душевных мук и способствовать восстановлению ее психического здоровья.
Учитывая, что книга заявлена как триллер, наивно полагать, что все то, что мы узнали о главных героях на первых страницах повествования – то, чем кажется. И пациентка, и психотерапевт многого не договаривают. Масла в огонь подливают и частые отсылки к древнегреческому мифу об Алкесте, пожертвовавшей своей жизнью ради мужа и возвращенной обратно в царство живых силами богов, такой же прекрасной, но совершенно безмолвной. Что в трагедии Алисии повторило судьбу Алкесты? А какую роль в этой истории сыграл ее врач Тео? Вот вкратце то, о чем мы узнаем на более чем 300 страницах романа. И если завязку сюжета можно оценить как достаточно интригующую, то вот реализация оказалась откровенно слабоватой. Основные герои повествования вышли у автора плоскими и неубедительными. Алисия в полной мере отрабатывает свой образ агрессивной психопатки, регулярно кидаясь, с чем под руку попадется и на своего психотерапевта, и на остальных пациентов клиники. В общем, бьет всегда первая и изо всех сил. Сам психотерапевт Тео очевидно больше занят собственными душевными проблемами и личными невзгодами, чем озабочен выполнением профессиональных обязанностей. Слабость отражения «производственной линии» в книге требует отдельного упоминания. За все время своей работы в Гроув Тео, кроме неуклюжих попыток исцеления Алисии, занят только тайным курением в закоулках клиники и полемикой с коллегами. Поэтому, в целом, совершенно неудивительно, что к концу повествования клинику прикрывают за малую эффективность деятельности (похоже коллеги Тео примерно также рьяно выполняют свои профессиональные обязанности). Насколько удивительным же оказывается тот факт, что новым руководителем реорганизованного учреждения предлагают стать именно Тео Фаберу – чудо-специалисту, который едва не угробил свою единственную пациентку в ходе непродолжительной и весьма своеобразной терапии. Я понимаю, конечно, что книга художественная, на реализм не претендующая, однако, такая откровенная халтура от автора, в чьей биографии отдельно отмечается личный многолетний опыт работы в психотерапии, выглядит халатно и неуважительно по отношению к читателю.
Анонсированный же отзывами коллег-писателей на форзаце книги «неожиданный и потрясающий воображение финал» меня лично как-то не впечатлил. От него возникло ощущение как от блюд молекулярной кухни: да, нестандартно, да, трудоемко, но вот зачем? Поэтому я книгу рекомендовать к прочтению не буду. Даже среди развлекательной детективной и триллероподобной современной литературы есть намного более качественный образцы.10226