Рецензия на книгу
An Ember in the Ashes
Sabaa Tahir
Аноним9 августа 2019 г.Надеюсь, в следующей жизни я отомщу Сабе Тахир и ей подобным. Стану кактусом-писателем, а они будут мышами, которые будут грызть всё, что я насочиняю. Убеждён — это будет знатная пытка.
Первый же абзац вопил — «Стой!». Я отмахнулся от подсознания как от назойливой мухи. Почитаю ещё, не так уж и страшно.
Дебютный роман в жанре YA, написанный девушкой от первого лица в настоящем времени. Да, звучит как приговор. Но всё-таки решил дать шанс. Думал, прочитаю страниц пятьдесят, а уж потом отложу книгу. Ведь не зря же купил, поддавшись волне восторженных отзывов.
Но где 50 страниц, там и сотня. И уже разыгрался спортивный интерес — как же сильно может зарваться неопытный писатель в своих пубертатных грёзах, смешанных с детскими комплексами?
Излишним будет говорить, что в героев, а их будет два, все будут влюблены и они будут Избранные. Дальше в романе идёт подробное смакование этих двух извечных и главных фантазий всех подростков.
И так. 500 лет назад на Империю книжников, напали кровожадные Меченосцы и поработили их.
Но дело Сопротивления всё ещё живёт. Но это не главное.
Главное это солисты и их переживания.
Лайя — она книжница и после ареста её брата и смерти бабушки и дедушки ищет варианты, как спасти родственника.
Второй герой это Элиас. Он меченосец, заканчивает академию элитных смертоносных воинов. Но в душе, блин, такой романтик, что мечтает сбежать, прям накануне «вручения дипломов». И при этом страдает, страдает, страдает. Машина-убийца, чё.
Заглядывая чуть вперёд скажу — эти двое найдут друг друга. Извилистых путей не ждите.
На самом деле, о сюжете не хочется говорить, т.к. он поместиться на паре страниц, а значит, мне придётся спойлерить.
Что же нужно знать о книге, чтоб понять — для вас она или пусть идёт мимо?
Во-первых. Повествование ведётся так же от двух лиц. Но по стилистике они ни чем не отличаются. И если я закладку оставил перед сном не сначала, а посреди главы «Лайя» или «Элиас» и на следующий день открываю, соответственно, на том же месте, то мне нужно некоторое время, чтобы понять от чьего лица я дальше брежу.
Чувства молодой девушки (наверное, лет 16-17) и юноши (20 лет) почти ничем не отличаются. Девушка теряется, смущается, краснеет. Элиас в этом не хочет уступать Лайе. Мало того, у парня при виде форм красивой женщины «внизу живота что-то трепещет».
Эй! Я помню, что чувствует мужчина в 20 лет в подобных случаях. Можно назвать ЭТО по-всякому, но «трепыханием»... Спасибо и на том, что не «бабочки порхают».
Во-вторых, это отсутствие всякой логики.
Находясь в рабстве 500 (!) лет, совсем маленькая империя очень даже вольно себя чувствует. Непонятно по какому принципу ими вообще управляют. Кого-то берут в рабство, кого-то нет, кто-то работает свободно, а кто-то в Ополчении. «Книжники» почему-то считаются неграмотными, а те кто должен владеть искусно мечами дерутся как дети на перемене в начальной школе. Социальные структуры и связи не продуманы, и надёрганы из сериалов и фильмов. Тахир не озаботилась даже в учебник истории заглянуть, дабы понять логику подобных взаимоотношений.
Главный герой, проучившись в академии, где из него делали бесстрашного воина 14 (!) лет, решает убежать накануне посвящения. Побег, если что, карается смертью. Мало того, он, оказывается, долго копал подземный ход из своей комнаты в пещеры. Чтобы во время выпускного вечера исчезнуть незамеченным. Спрашивается, зачем?! Послезавтра ты выйдешь из школы и шуруй на все 4 стороны. Ну ладно, морально-этические дилеммы мутят ему голову. Но зачем копать подземный ход, если, оказывается, из крепости все старшекурсники спокойно по ночам уходят в город в доки к шлюхам?
Я уже вижу картину.- Эй, Элиас, пойдём в город к проституткам.
- Извините ребята, я занят, копаю туда подземный ход.
Вот такой мрак.
Вернёмся к Лайе. Она сознательно соглашается на роль рабыни в доме коменданта академии. Комендант очень жестокая женщина. Но какая бы она не была извергом, я ни в жизнь не поверю, что она разрешает личных рабынь насиловать курсантам, когда им заблагорассудится. Тем более, что она курсантов, также как и рабынь, ни во что не ставит. Неужели благородная дама разрешит набирать себе ванну или расчёсывать волосы рабу, которого насиловали всю ночь рота солдат? Бред же.
Неувязочек очень много. Я было начал их запоминать, но потом сбился со счёта.
Например, комендант никогда не зовёт Лайю (напомню, личную рабыню) напрямую. Только через кухарку или помощницу этой самой поварихи. Позвать одну прислугу, чтобы та позвала другую. Странные отношения.
Лайя очень невинна, девочка одуванчик, дунешь, и она застенчивыми парашютами разлетится по ветру. Но, тем не менее, она чётко разбирается кто и как на неё посмотрел.
Цитата:
«Он взглянул на меня сверху вниз, и в глазах сверкнула короткая вспышка горячей страсти»
Я спросил у дочери (она примерно ровесница главной героини), часто ли парни смотрят так на девушек и как это вообще можно распознать?
Вопрос перешёл в разряд «Пап, что за муть ты читаешь?!» И правда. Возразить особо нечего.
О, ещё есть испытания. Куда же в «лучших» образцах YA без конкурсов, квестов и прочих игр на вылет со смертельным исходом.
Там тоже с этим беда. Мне понравилась сцена, где с высокой башни скидывают во время схватки Элиаса и он не разбивается потому что в последний момент его привязывает к себе девушка-напарник. Вы можете представить, как килограмм 100 летит вниз с башни, верёвка резко натягивается и… А в это время боец на другом конце как ни в чём не бывало рубится со стражниками. Но это ещё не всё. Девушка все так же дерётся на мечах, а главный герой начинает раскачиваться на верёвке. Цепляется еле-еле за карниз, пытается там удержаться… Но тут и напарницу тоже скидывают с башни, и Элиас держась пятками за выступ удерживает её. Ребят, это и для фэнтези слишком. Даже создатели последних частей «Форсажа» не могут позволить так вольно обходиться с физикой.
Книгу разбирать можно бесконечно. Она очень незрела. Психологические портреты персонажей, их поведение, эмоции, реакции, не зависимо от пола, возраста и положения по сути кукольные, если не сказать мультяшные. Заявленные способности Элиаса и всех курсантов академии, на деле никак не подтверждаются. Саба Тахир не очень понимает о чем пишет.
Плюсы тоже есть. Частые смены глав и лиц, от которых они рассказываются, создают неплохую динамику. Язык простой, читается легко, хоть и перегружен бесконечно повторяющимися рефлексиями героев. Наверное, кому-то излишняя однобокая эмоциональность и придётся по вкусу, но не мне.
Финал первой книги открытый. Определенная интрига в концовке присутствует. Но читать я это дальше не буду. Побыл мышью, пора и честь знать. Теперь хочу быть кактусом.15901