Рецензия на книгу
Добыча
Эмиль Золя
Аноним7 августа 2019 г.Она решила, что незачем противиться злу, - оно в ней самой, и логика разрешила ей до конца исчерпать его познание.Не так давно довелось мне читать роман бразильского автора Жулиу Рибейру «Плоть» , в котором он отдаёт дань уважения Эмилю Золя, как родоначальнику жанра натурализма. Были в этой книге восхитительные своей красотой и мощью сцены дикой флоры, фауны и страстной любви героев. В джунглях переплетались лианы, звери, человеческие тела. Кричали птицы, животные, люди. Природа и чувства рождались и умирали. Так вот, "Добыча" - это первоисточник всего; это то, что дало жизнь тем удивительным описаниям, тому буйства красок, чувств и звуков.
В этом романе мы проследим путь одного из Ругон-Маккаров, Аристида. Как мы помним, это один из сыновей Пьера, который учился в Париже на юриста, но не дотянул студенческую лямку и вернулся прозябать в Пласан, где женился и сам стал отцом. Теперь, после удачных афер отца и брата Эжена, Аристид вновь отправляется покорять Париж. Он чувствует запах денег, которые при должной сноровке можно грести лопатой. Добыча!
Доносившиеся до него лёгкие дымки говорили ему, что началась, наконец, большая императорская охота за авантюрами, охота на женщин, на миллионы. Его ноздри раздувались, инстинкт изголодавшегося зверя безошибочно схватывал на лету малейшие признаки дележа ещё тёплой добычи, ареной которого суждено было стать городу.Его брат, советник Эжен, советует ему набраться терпения и не высовываться, а заодно сменить фамилию. Что и делает Аристид, выбрав созвучное звону монет слово Саккар. Эжен устраивает новоиспеченного Саккара на скромную должность с маленьким окладом, что рвёт сердце Аристиду, который мечтает о миллионах и сразу. Ну конечно, ведь быть бедняком в Париже - значит, вдвойне испытывать нужду. Но он не отчаивается, а использует свою работу, чтобы внимательно наблюдать за всем и всеми. Кроме того, как намекает ему ушлая сестра Сидония, Аристиду хорошо бы стать холостяком. И, о чудо, его жена Анжела тихо умирает. Вот теперь ничто не помешает мужчине удачно жениться. Сидония сватает за него Рене, девушку из знатного рода. Не очень богатую, но скомпрометированную, и потому не смеющую претендовать на нечто большее, чем бедный провинциал Ругон-Саккар. Сидония же, устроившая этот брак, между прочим, вполне достойная обладательница генов этой фамилии.
Представительница классической школы, женщина в поношенном чёрном платье, разносившая любовные записочки в ручной корзинки, столкнулась лицом к лицу с новой школой: светская дама продавала своих приятельниц у себя в будуаре, за чашкой чая.И тут мы как раз переходим к этой самой новой школе. Париж времён Второй Империи. Город трещит по швам от гигантской перестройки, которую затеяли власти. Приближённые к дележу пирога отхватывают лучшие куски, богатея буквально ежеминутно. На огромных проектах по застройкам предприимчивые люди без роду и племени сколачивают состояния, входя таким образом в элиту страны. А на фоне этой охотой за деньгами и изменениями лика города знать продолжает вести разгульную жизнь. Фасады домов и интерьер щеголяют шикарной отделкой: повсюду позолота, лепнина, хрусталь, кружева, старинная мебель, фонтаны, оранжереи. Что ни день, то приём. Шампанское льётся рекой, угощения сметаются со столов со страшной скоростью, танцы до полного изнеможения. И самый роскошный особняк у Аристида Саккара и его молодой жены Рене, которая тоже вышла на охоту и тоже чует запах добычи. Только в её случае - это не деньги, а Максим, сын Аристида, амурчик с почти непонятной половой принадлежностью.
Она подстерегала Максима, как добычу, покорно отдавшуюся ей, всецело принадлежавшую.Именно эпизоды их запретной любви в огромной оранжерее нашли своё отражение на страницах романа Жулиу Рибейру. Но речь не только о человеческой страсти. Тут же и смачные описания самой природы: леса у бразильца и экзотических растений у француза Золя. И всё это в цвете, звуке, движении. Объёмно и оглушающе.
И немного о Рене. У читательниц эта заблудшая овечка обычно вызывает крайне негативные чувства. Дескать, спала с пасынком, стерва. Как она могла?! Ну не знаю, стоит ли в той ситуации приклеивать к ней столь экспрессивный ярлык. Во-первых, она такое же дитя своего времени и нравов, как и все остальные; во-вторых, у неё были смягчающие обстоятельства; в-третьих, какое к чёрту кровосмешение? Он ей не сын. Более того, Максим ей гораздо ближе по возрасту, чем Аристид. Что здесь её вина: её изнасиловали, потом насильно выдали замуж, где она варилась в котле разгула, а потом она, дескать, "заскучала" и пустилась во все тяжкие - влюбилась в мальчишку. Ну всё, на костёр её. Я не оправдываю поступок Рене, но её можно попытаться понять, и она никого по сути не предавала. В этой истории все герои по-своему "хороши", безусловно, включая Рене, но делать из неё крайнюю, мне кажется, слишком смело.
Ну вот, а теперь можно с полным знанием дела присоединится к мнению, выраженному в аннотации: "Добыча" действительно один из лучших романов 20-томной эпопеи "Ругон-Маккары". И великолепный образец натурализма в литературе.
611,1K