Рецензия на книгу
The Ice
Лалин Полл
Аноним5 августа 2019 г.Детектив со льдом
Едешь-едешь на Север за красотой, а тебе раз – и труп. Вот такая символика неприглядных дел, творящихся на белоснежных просторах Арктики.
Этот труп все в книге и портит.
Мы настроились на лекцию по экологии, а нас отправляют к коронеру, устанавливать причину смерти Тома Хардинга – бывшего главы «Гринпис», страстного защитника природы.
Я не очень хорошо разбираюсь в хитросплетениях английского правосудия, но есть вопрос принципиальный: умер человек насильственной смертью или погиб вследствие действия «неодолимой силы». Установить при нынешней развитой криминалистике вроде бы несложно. А раз так, то откуда взяться судебной драме, растянувшейся более чем на половину романа?
Просто Пол нужно раскрыть подоплеку случившегося и не потерять при этом читателя, которого нынче поймаешь (так принято считать) только на труп, как рыбу на червячка, и на спектакль а-ля Перри Мейсон.
Это вообще печальная особенность современных романов «про серьезное» вмешивать для усиления вкуса что-нибудь криминальное, какую-нибудь загадку. Читателя ловят на крючок тайны и ведут уже до самого финала, до прописных истин, которые он должен выслушать и воспринять.
В «Льде» чувствуешь себя во многом обманутым. Обещали бескрайний Крайний Север, ознакомили с историей Шона и Тома, двух друзей. При этом запутавшегося Шона в романе гораздо больше прямолинейного Тома. Бизнесмена больше чем эколога. Может быть, потому что защитник Севера из Хардинга получился не такой как защитник слонов Морель у Ромена Гари?
Нет, общая мысль понятна: большой бизнес Арктику не спасет, он ею воспользуется. Но зачем же столь очевидное так долго, обстоятельно и довольно комфортно для читателя развертывать.
Время действия книги – прошлый год, но тебя не покидает ощущение что ты читаешь фантастику ближнего прицела, написанную по заветам Александра Петровича Казанцева («Мол Северный», «Мост дружбы»): большие проекты, большая политика, акулы бизнеса, мир чистогана и насилия.
Ну да, это книга о том, как «снежная слепота» переходит в «ослепление золотом». Актуально, поучительно. Но все же лучше было бы показать нам тающие снега и льды Арктики, чем упоминать о них между делом и использовать как подручное средство в развертывании сюжета. Есть некоторое недоумение: льда в книге откровенно маловато, все больше кружев и виски.
9914