Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним5 августа 2019 г."Видимо, это неизбежно: человек, думающий только о Прекрасном, не может не погрузиться в бездну горчайших раздумий. Так уж, очевидно, устроен человек"
Как часто мы задумываемся о Красоте? Её подлинности, значимости, существенности? Приходит ли кому-то в голову мысль, что человек преклоняется перед мнимым Прекрасным, жизнь которому сам подарил, сам возвёл в значение и восхваление? Что есть Красота? Каково её место и влияние на людей? Пошатнётся ли видимый и невидимый мир человеческого существа, если слегка поцарапать или вовсе разрушить созданные Идеалы?
«Золотой храм» - книга-взгляд на событие, случившееся в 1950 году, когда безумный послушник буддийского храма сжёг Кинкакудзи – великолепный исторический памятник Японии, построенный в 14 веке. Мисима описал трагедию, сделав главным героем монаха Мидзогути, который исповедуется перед читателем и обнажается настолько, что приоткрывает сокровенное зло, воплощаемое в его философском мироощущении.
Последнее заключается в судьбоносном сравнении Прекрасного с собой, где это Прекрасное облачено в реальный предметный образ – в Золотой храм. И на протяжении всего романа мы наблюдаем как постигает её монах. Как пытается вникнуть в её суть, в её постоянство, которое в итоге и решается он нарушить.
Мы видим не только саморазрушение психически нездорового человека, но и читаем его особый взгляд. Ведь чаще всего для человека Красота повод жить, чтобы следовать за ней и наслаждаться ею, но у героя Мисимы она приравнивается к Смерти, к гибели ведущей к ещё большему совершенству. В этом и видится откровенное злодейство, которое возбуждает всю темноту, сидящую в каждом из нас, потому что рассуждения Мидзогути волнуют, заставляют задуматься о их правдивости. Они вывернуты в такую форму, что иногда невозможно не согласиться и одно только допущение подобных мыслей ужасает и заставляет испугаться самого себя.Именно поэтому книгу я читала довольно долго – мне жизненно необходимо было выныривать из удушающей порочной атмосферы, отстраниться от мерзкого мисимовского героя, старающегося разбудить во мне всё дурное.
В этом романе торжествует зло. Его украшают, возвеличивают, приумножают. Добро присутствует, но быстро меркнет и затем вовсе исчезает, доказывая свою немощность. Мать героя, совершив плотский грех, проживает жизнь большую, чем её слабовольный муж-священник. Цурукава – светлый человек, казалось, должен был разбудить хорошее в своём тщеславном друге-монахе, но под конец и его настигает тень злой мысли. Хромоногий святотатец Касиваги, которого предпочёл Мидзогути, выступает искусителем, укрепляющим будущий грех, не подозревая какое истинное лицо у того, кто рядом с ним.
Таких моментов, когда искра света пытается отговорить от злодеяния героя будет много, но в итоге они все бессильны, потому что сам заика-Мидзогути ещё с детства встал на вредоносный путь. Более того, я считаю, что это естество, которое не оспорить. Качество не приобретенное, а вырожденное. Именно поэтому Мидзогути в конце своего долгожданного Деяния не погибает. Он отвергнут Золотым храмом, который сгорая, окончательно забирает его душу. Ведь, как я писала, зло у Мисимы прочнее добра.
7610