Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Поющие в терновнике

Колин Маккалоу

  • Аватар пользователя
    Аноним4 августа 2019 г.

    Самая популярная семейна сага

    Почему-то во мне особый трепет всегда вызывают именно такие истории – описывающие жизнь нескольких поколений семьи, где читатель прослеживает жизнь героев с детских лет до преклонного возраста. Поэтому роман Колин Маккалоу и сейчас оставил после прочтения такое же щемяще-тоскливое послевкусие, как и 10 лет назад – за шестьсот страниц ты успеваешь прожить вместе с героями их жизни, разделяя их чувства и переживания, вместе с ними ошибаясь и приобретая мудрость. Так что к концу книги герои становятся как родные.

    Наверное, именно в этом и есть секрет успеха романа среди читателей – а вовсе не в пресловутой истории «великой любви», как нас пытаются убедить в аннотациях. Любовь любовью, а жизнь многолика и многослойна, и любовные отношения – лишь одна из ее составляющих, что прекрасно проиллюстрировали нам Мэгги и Ральф. Иначе ведь они не смогли бы прожить эти долгие одинокие годы вдали друг от друга.

    «Непрерывный чисто физический труд - самая прочная преграда, какую способны воздвигнуть люди, чтобы не давать себе по-настоящему мыслить» - истинная правда! Иногда это то самое, необходимое исстрадавшейся душе лекарство, способное если не залечить раны, то хотя бы отчасти приглушить ноющую боль в сердце. Вот существенный минус нашей современной жизни, наполненной всевозможными удобствами.

    Стоит отдать должное таланту писательницы – она просто блестяще воссоздала быт семьи Клири на страницах своего романа, не перегружая читателя ненужными деталями. Так же хорошо ей удались и описания природы и климата Австралии, архитектуры Рима, уюта и тепла, царящего в Дрохеде. Эти детали делают повествование по-настоящему живым и выразительным.

    Одной из важнейших тем «Поющих в терновнике» является место и роль женщины в жизни мужчины. Да-да, именно таким образом поставлен вопрос – в те времена женщина воспринималась лишь как придаток мужчины, способный лишь рожать детей и вести домашнее хозяйство. А это, на минуточку, был ничуть не менее тяжелый и изнуряющий труд, чем мужской – это в современных реалиях быт упрощают многочисленные гаджеты и техника.

    И женщине очень повезет, если ей достанется какой муж как отец семейства Клири – Пэдди, искренне любящий и ценящий свою жену, чуткий и добрый, стремящийся при малейшей возможности облегчить ее хлопоты по хозяйству, порадовать приятным сюрпризом, прислушивающийся к ее мнению и не принижающий ее.

    А вот если вам достанется персонаж, похожий на Люка О'Нила – будьте готовы к полному уничижительному пренебрежению. Недаром Фиона в разговоре с отцом Ральфом произносит: «Что такое дочь? Просто напоминание о боли, младшее подобие тебя самой, обреченное пройти через то же, что и ты, тянуть ту же лямку и плакать теми же слезами».

    Но и Ральф де Брикассар тоже «мужчина как мужчина». «Все вы одинаковы, этакие огромные волосатые мотыльки, изо всех сил рветесь к какому-нибудь дурацкому огоньку, бьетесь о прозрачное стекло и никак его не разглядите. А уж если ухитритесь пробраться сквозь стекло, так лезете прямо в огонь и сгораете, и конец. А ведь рядом тень и прохлада, есть и еда, и любовь, и можно завести новых маленьких мотыльков. Но разве вы это видите, разве вы этого хотите? Ничего подобного! Вас опять тянет к огню и вы бьетесь, бьетесь до бесчувствия, пока не сгорите!».

    Ральфа мне так и не удалось понять. Жаль, что в книге совсем не уделено внимание его деятельности как служителя Господа и не показано, что для него значила вера, во имя чего он отказался от любимой женщины. А его поступок с завещанием Мэри Карсон и вовсе перечеркивает весь светлый образ священника.

    Но как говорят последние строки романа: «В каждом из нас есть что-то такое — хоть кричи, хоть плачь, а с этим не совладать. Мы такие как есть и ничего тут не поделаешь. Как птица в старой кельтской легенде: бросается грудью на терновый шип, и с пронзенным сердцем исходит песней и умирает. Она не может иначе, такая ее судьба. Пусть мы и сами знаем, что оступаемся, знаем даже раньше, чем сделали первый шаг, но ведь это сознание все равно ничему не может помешать, ничего не может изменить. Каждый поет свою песенку и уверен, что никогда мир не слышал ничего прекраснее. Мы сами создаем для себя тернии и даже не задумываемся, чего это нам будет стоить. А потом только и остается терпеть и уверять себя, что мучаемся не напрасно».

    14
    3,6K