Рецензия на книгу
The London Blitz Murders
Макс Аллан Коллинз
Аноним4 августа 2019 г.Незнакомый для меня автор замахнулся на своеобразный трюк: поместить известного миру некогда жившего персонажа в реально происходившие ситуации. Как оказалось, подобное Коллинз уже проделывал в других своих книгах. Не знаю, насколько интересными оказались другие варианты "перемещений", но конкретно с данным произведением вышло что-то не то.
Лондон, начало 40-х гг. XX века, преднамеренно затемняемые улицы города, что, по задумке, должно оградить его от вражеских бомбежек. Однако выбранный способ спасения от небесного огня настолько же ненадежен, насколько подтолкнул кого-то на идею убийств молодых женщин - и снова находят свою смерть ночные бабочки, как и полвека назад, когда по улицам гулял знаменитый Джек-потрошитель. Удивительно ли, что прозвище "потрошитель" прикрепляется к новому убийце, полиция ломает голову, как его поймать, в то время как женщины в поисках заработка продолжают рисковать своими жизнями. И вот тут, подобно спасительной соломинке, возникает персона Агаты Кристи...
Главная проблема, которая для меня помешала этому детективу стать детективом, - несвязанные звенья крайне размытого сюжета. Здесь есть описания военного Лондона, взятые, наверное, из архивов тех лет, но очень мало Лондона, подвергшегося бесчинствам маньяка. Нет атмосферы страха, испуга жителей - судя по истории, их словно и не существует, есть лишь обособленная кучка народа во главе с великой писательницей, и мысли их заняты отнюдь не преступлениями.
Переходим к самой Кристи. Задач для описания её образа перед автором стояло немало, благодаря чему процентов 70 книги повествуют именно о ней: небольшой экскурс в прошлое с неудачным первым замужеством, настоящее с его работой в аптеке, браком с молодым археологом, театральной постановкой "Десяти негритят", заведением приятельских отношений с самым известным патологоанатомом того времени Б.Спилсбери и их отстраненные рассуждения о жизни, творчестве и т.д.
Некоторые описанные детали, по признанию самого автора, относятся к плодам его фантазии, но для чего многое было написано, так и осталось у меня под знаком вопроса. Как и то, почему знаменитый криминалист так редко участвует в сценах с мест преступлений. Как и то, для чего была введена роль А.Кристи, если её участие в ловле маньяка оказалась ничтожным. Как и то, почему само расследование автором задвинулось в самый дальний угол и практически не выглядывало оттуда. И почему вариантов для личности преступника оказалось до ничтожного мало, а мотивы его деяний остались тайной за семью печатями...
Скупая для вызывания интереса история. Лондон, Кристи и маньяк существуют обособленно друг от друга, кругом лишь бледные герои, отрезок жизни которых почерпнут из таких же блеклых источников. Книга как скрученный фантик от конфеты, в котором самой конфеты-то и нет.
34488