Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Girl in the Tower

Katherine Arden

  • Аватар пользователя
    Аноним2 августа 2019 г.

    Дура ты, Василиса Петровна

    Вторая часть серии, как по мне, получилась намного качественнее первой книги – хотя бы потому, что я прочла ее за 3 дня, а не 3 недели. История наконец обросла нужными ей деталями, названные ранее реально существующие герои реально поучаствовали в событиях, да и в принципе автор явно расписалась и попривыкла ко всему исконно русскому. Читать "Девушку в башне" для меня было в радость (и в этот раз башня там реально важна, а не просто так в название добавлена), но и без определенных минусов, увы, не обошлось.


    – Разве в мире перевелись воины? Или храбрецы? Теперь работу героев выполняют девицы?
    – Героев не было. Была только я. И Соловей.

    Начинается книга ровно на том же месте, где закончилась предыдущая: Василиса Петровна решила поискать приключений на свою пятую точку и от безысходности явилась за кредитом к Морозко. Тот, канешно, поназывал ее дурой, потому что одной путешествовать опасно, даже если притворяешься мальчиком, ну а она по старой-доброй традиции его не послушала, да и деньги-то все равно выторговала. Путешествием ее времяпровождение назвать трудно – так, поездка по лесу, во время которой она заглянула аж в 1 захудалый городок (и сразу же уронила челюсть на снег от его красоты), а потом ввязалась в поиски татар, которые грабили русские деревушки. Так же она встречается с братом Сашей, князем Дмитрием, а позже и сестрой, от лица которых тоже будет вестись повествование, и наконец добирается до Москвы, которую можно считать единственным достойным пунктом в турне Василисы, и где, в принципе, и происходит большинство событий.

    Сюжет порадовал: было очень живенько и интересно, в отличие от первой части. Тут тебе и заговоры, и сражения, и погони – прямо все, чего душе так хотелось, в весьма обильном количестве и довольно хорошо описанное. Кроме того, что немаловажно, наконец исчезло ощущение какой-то наигранности всего происходящего, и читать можно было легко и спокойно, не запинаясь на каких-то моментах. И это существенно подняло книгу в моих глазах, хоть все остальное, что в ней можно отыскать, скорее разочаровывало.

    Во-первых, персонажи. Абсолютно все персонажи вели себя как-то странно, совсем не так, как в предыдущей книге. Вася, которая раньше сплошь и рядом вспоминала оторванных от неё Ольгу и Сашу, тут даже и не думала об оставленных за спиной Сергее, Алёше и Иринке. Да и все их прославившиеся родственнички в принципе плевать хотели на пару детишек, которые остались одни в лесу зимой после неурожайного лета. Может, они вообще там уже с голоду померли, но Ольга и Саша, у которых есть и средства, и связи, ни гонца к ним не отправили, чтобы узнать как дела, ни даже имён сиблингов не упомянули ни разу (а ведь даже я эти имена вспомнила). Подающий надежды Константин превратился просто в отшельника, который в каждой сцене с пеной на устах бормотал слово "ведьма". Князь Дмитрий показал себя никудышным правителем – все пировал да думал, с кем бы повоевать, а то скучно ж как-то. Ольга все время кривила нос, потому что Вася портила ее идеальную жизнь и обьедала (лучше б ты была мертвой, сучка), а Морозко, этакий верный сторожевой пёс, неприятно поразил своими любовными стенаниями (он разве что только на ромашках не гадал, рассказать ли Васе о своих чувствах, да и то потому, что он зимнее божество, ромашки ему не положены и все такое).

    Во-вторых, резко поменялся настрой в отношении сказочных существ. То ли переводчик так расстарался, то ли автор с дуба рухнула, но они теперь у всех демоны. И называет их так в первую очередь именно Вася – Морозко у нее ледяной демон вообще (что-то не припомню, чтобы она так раньше его обзывала, особенно когда целоваться лезла). Вот эта деталь мне очень не понравилась, потому что какие же из сказочных тварей демоны, это ж разные вещи совсем, разве нет? Да и это как-то принижает и обесценивает их роль в истории, а они же в принципе главная фишка серии – их нужно холить и лелеять, а не вот это вот все.

    В-третьих, как по мне, автор перегнула с наплывом феминизма. Мне нравится, что здесь есть сильный женский персонаж, и я прекрасно понимаю нежелание Васи жить так, как все навязывают, всего лишь потому, что она девушка, но порой все доходило до абсурда. Вот попадает она в безвыходную ситуацию, когда ее жизнь висит на волоске, и все против нее, и даже Соловья нет рядом, но приходит Морозко, чтобы ее выручить, а девчушка едва ли не кричит ему "изыди, демон, я разберусь со всем сама, потому что я женщина!" (почему-то это ее не волновало, когда она обирала его до нитки, а не зарабатывала эти деньги самостоятельно). Эти моменты выглядели наигранными и просто превращали Васю в дурочку, потому что она могла согласиться на помощь, и никакой фигни бы с ней не случилось, и родные ее были бы в порядке, но она раз за разом продолжала упрямиться, чем окончательно мне разонравилась.

    Четвертым главным разочарованием стал злодей. Его появления вообще ничего не предвещало: в первой книге не было ни предпосылок, ни зацепок – он просто свалился, как снег на голову из какого-то явно выдуманного места (но никто, конечно же, ничего не заподозрил – даже князь, который ни разу не получал оттуда дань). Столь неожиданное появление наталкивает на мысль, что и в финальной книге серии появится новый злодей, никому ранее не известный, что меня скорее расстраивает: я люблю, когда события в разных книгах серий объединяются в огромный комок загадок, с которыми читателю предстоит разобраться, но, видимо, не все авторы способны так связать своих персонажей. Также когда я поближе познакомилась с этим... эмм... человеком, то поняла, что Медведь еще был королем мотивации, у него была цель, товарищи! Этот же субъект делал не пойми что и не пойми зачем, и только в последних главах хоть что-то стало понятно.

    А когда его сказочная сущность была раскрыта, я поняла, что зря раннее хвалила Арден за то, что она, как и прочие иностранные любительницы русского фольклора, не бросилась к Кощею. В этой книге она пошла по хорошо протоптанной дорожке и... прогадала: не впечатлил меня ее Кощей, вот совсем не впечатлил – особенно своим тотальным сливом в конце. Вообще, как я погляжу, это такая фишка автора: она способна испоганить любого антагониста, но только не прописать его. При этом судьбы что Кощея, что Медведя, пошли по одному и тому же пути – то их позиционировали как очень сильных персонажей, а на деле оказалось, что их можно победить парой фраз, и даже оружием махать не придеться.

    Финал порадовал сценами с Морозко. Злодей, мутные разборки с ним и татарами, пожар, творящий очередную дичь ради возмездия Константин – все мимо, а вот драма с Морозко мне правда понравилась. Это был, пожалуй, первый их момент с Васей, который я вправду прочувствовала, и мне даже жаль, что зима закончилась, и больше некому сомневаться в умственных способностях героини (кроме меня, конечно же). Однако я буду искренне скучать по этому простому, но мудрому "Дура ты, Василиса Петровна" – за одну только эту фразу я готова отдать Морозко собственный приз зрительских симпатий.


    – Когда ты выбираешь путь, нужно помнить об остальных: о жизни, которую ты не выбрала. Выбери то, что считаешь нужным, один путь или другой. Каждый отдаст свою горечь и сладость.

    "Девушка в башне" была не идеальной, но она улучшила мое мнение о серии в целом. Я определенно добью эту серию Арден, когда оддохну немного от славянских мотивов в книгах, и надеюсь, что финальная книга получится ещё лучше этой, и все недочёты наконец исправятся.

    35
    1,3K