Рецензия на книгу
Тогда и теперь. Роман о Никколо Макиавелли
Сомерсет Моэм
Аноним2 августа 2019 г.Есть авторы, умеющие парой мелких и рваных штрихов изобразить образ так, словно видишь персонажа наяву. Моэм - тонкий психолог, но главное его оружие заключается не в поверхностных и беглых описаниях, а в детальных портретах; когда есть время остановиться, поглядеть на картину со стороны, присмотреться к каждому уголку. Обращаясь с персонажами, как с произведениями искусства, он дает им раскрыться перед читателем со всех сторон - и чаще всего под покровом легкой ироничной усмешки автора. Чтобы не удариться при этом в занудство и кропотливый перебор черт характера, надо обладать талантом незаурядного рассказчика, способного удержать внимание рассеянного читателя - и лучше всего это дается тем, кто был знаком с описываемыми персонажами (вернее, их прототипами) в реальной жизни и смог тем самым выжать из образа самую мякотку, самое живое и цельное.
Не секрет, что добрая половина романов Моэма строится на повествовании от лица рассказчика - чаще всего это именно те его книги, что зародились из записных книжек во время многочисленных путешествий и знакомств с удивительными людьми по всему миру. И это именно та половина, которая когда-то сделала его моим любимым писателем.
К сожалению, "Тогда и теперь" - яркий представитель второй половины. Не имея арсенала в виде своего главного таланта к интерпретации образов знакомых людей и полагаясь исключительно на воображение и эрудицию, Моэм теряет большую часть очарования и скатывается в обычную авантюрно-приключенческую стезю, свойственную бульварным историческим романам. Во время прочтения из головы не выходила мысль, что книга написана словно от скуки и для легких денег, без малейшей глубины и с танцем на костях уже давно исследованных самим Моэмом идей. Субъективно? Да, в высшей степени! Уверен, нейтральному читателю легкий слог и ненавязчивая подача интриг придется по вкусу, но без привычной остроты наблюдений и психологического анализа - вкупе с завышенными ожиданиями - я остался наедине со скукой и проходной бульварщиной, только в антураже итальянского возрождения.
Сам Моэм, к слову, к "литературе категории Б" относился с большой симпатией, за что ему отдельное уважение. Быть может, ему самому хотелось попробовать себя в легком жанре.
31K