Рецензия на книгу
На ножах
Николай Лесков
Landnamabok1 августа 2019 г.В водовороте бесы на ножах 1
В начале 70-ых гг. в консервативных изданиях одновременно публикуются три знаковых романа: «В водовороте» А.Ф. Писемского, «На ножах» Н.С. Лескова, «Бесы» Ф.М. Достоевского. Николай Семёнович ещё высказался по этому поводу:
«все мы трое сбились на одну мысль».Каждый из этих писателей не первый раз приступает к теме, тема не отпускает, очевидно. В каждом из этих романов противопоставляются мужские и женские образы нигилистов и представителей реакционно-охранительного мировоззрения, дуэли (хоть и по разным поводам). И Лесков и Достоевский при написании своих романов опирались на материалы Нечаевского дела. Фактически писатели «реакционно-охранительных» взглядов подтверждают тезис Ф.И. Тютчева:
«Давно уже в Европе существуют только две действительные силы — революция и Россия. Эти две силы теперь противопоставлены одна другой, и, быть может, завтра они вступят в борьбу. Между ними никакие переговоры, никакие трактаты невозможны; существование одной из них равносильно смерти другой!..».А.Ф., Н.С. и Ф.М. делают это по-разному.
Как же я люблю когда название играет внутри произведения и как же изысканно Н.С. это обыгрывает, он не даёт забыть как называется то, что ты читаешь (во время чтения книг я довольно часто поглядываю на обложку). Идея «все на ножах» пронзает роман, даже когда не озвучивается. «На ножах» - это панорама общественной жизни страны – столицы и провинции 60-70-ых гг. позапрошлого века, изумительной красоты и правдоподобия панорама. Роман дёрганый ввиду чисто субъективных причин: сроки, конфликт с издателем, поиск компромиссов, вымарывание Петербурга из корпуса романа в пользу провинции и т.п., но он восхитителен. Обилие персонажей несколько затрудняет понимание кто кого зачем и с кем, но где-то к 200 странице это проходит.
Сюжет до гениальности прост: из столиц возвращается молодой повеса Висленёв, привозит своего товарища Горданова и тут-то начинается в провинциальной жизни вакханалия, т.к. приехавшие – разочаровавшиеся в нигилизме негилисты, попросту – циники. Кстати, спасибо автору за шикарное слово «гиль». Замысел и реализация убийства ради наживы. Это в двух словах. А так автор напихал в текст кучу событий: прекрасная дуэль с подлянкой Горданова и благородством Подозёрова, поступенное сумасшествие Висленёва, бесподобная Бодростина «увлекается» спиритизмом и «спирит» Висленёв – обхохочешься, а как волшебно милуются отец Евангел со своей попадьёй... Больше всего поражает галерея смертей в конце книги, десятка аж два основных персонажей. Смерть сестры Висленёва перекликается со смертью Лизы в «Бесах», такое ощущение, что авторы подглядывали в черновики друг друга. Очень много лирики и любви в тексте: отношения попа и попадьи, история любви Форовых, непростая история любви Синтяниной.
Персонажи ярко и добротно вылеплены Лесковым. Повторюсь уже за всеми: женские образы и «наши попики» (по выражению Ф.М.) даются Н.С. просто на ура: обаятельнейшая Екатерина Форова, злодейка Бодростина, запутавшаяся Лариса Висленёва, несгибаемая генеральша Синтянина, священник-философ отец Евангел – эти образы из брони, они монументальны. Отдельно стоит упомянуть образ эпизодического персонажа, которым восторгался Ф.М. – нигилистка Ванскок – это бесподобный в своей нелепости и достоверности персонаж, позже она перекочует в «я сначала коммунист, а потом - женщина». Из мужских образов кроме отца Евангела впечатляет больше всех майор Форов - изумительнейший персонаж. Ослеплённый горем от смерти своей жены Форов сватается к Ванскок. Я бы расцеловал Лескова через века только за этот эпизод. Ну и хорош безумец Висленёв, очень понравился. Всё-таки "Гордановы-Подозёровы" - антагонисты антинигилистического романа, встречаются очень часто в антинигилистической прозе.
«На ножах», «В водовороте» и «Бесы» - необыкновенной пронзительности произведения, во многом пророческие, художественная правда их абсолютна – веришь каждому слову. Если выбирать в чём «На ножах» превосходит два других романа, я бы выбрал номинацию - «панорамность»: изображение нигилизма в разных формах – нигилизм Форова и Горданова, Бодростиной и её палача—чухонца, Висленёва и Ларисы; изображение провинции, обеих столиц и заграницы. Такое ощущение, что Лесков хотел охватить всё. И ему это во многом удалось.
«Антинигилистическая проза» №2211,3K