Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Murder as a Fine Art

David Morrell

  • Аватар пользователя
    Аноним31 июля 2019 г.

    Скажите-ка, а что будет, если вы вдруг окажитесь на противоположной стороне земного шара и взгляните на звезды? (с)

    Идея прочесть эту книгу возникла у меня спонтанно. Совершенно случайно наткнулась в магазине на нее, понравилась обложка, заинтриговало описание. Почему бы и нет, решила я, может, будет что-то в духе Шерлока Холмса, которым я зачитывалась в свое время до дыр. Результат: купила, прочла за несколько присестов, и, хоть с продолжениями "знакомиться" не буду, однако книга хороша, на самом деле хороша.
    Сюжет чрезвычайно прост, как азбучная истина (так, по крайней мере, кажется). 1954 год, дождливый и туманный Лондон, чьи улицы полны нищих, попрошаек, "ночных бабочек" и прочих несчастных. И по этим же улицам разгуливает жестокий и хладнокровный убийца, "художник смерти", не останавливающийся даже перед убийством невинных младенцев. Преступление осложняется многочисленными хитрыми уловками "художника смерти", который изо всех сил пытается запутать Скотленд Ярд и наиболее важную по сравнению с ними (да и вообще со всеми) личность - министра внутренних дел. В свою очередь, последнему нужно не дать паники охватить город, следовательно, нужно скорее схватить убийцу. Займутся этим прячущий (иногда безуспешно) рыжие ирландские волосы под кепкой инспектор Райан, констебль Беккер и Томас Де Квинси. Последний является скандально-знаменитым писателем, автором многочисленных эссе, заядлым любителем лауданума (опиумной настойки на спирту). Участие Де Квинси обусловлено нездоровым интересом к нему "художника смерти". Почему? Какие цели преследует убийца? Что такого в его прошлом и в прошлом Де Квинси, зачем вытаскивать старых скелетов из шкафа? И причем здесь министр внутренних дел и лауданум? Роман расставит все точки над "и", и после прочтения читатель не только будет знать всю правду, но и призадумается над некоторыми вещами.
    Итак, что меня впечатлило:
    Первое: колоссальная работа автора. Если верить послесловию, Дэвид Моррелл потратил довольно много сил, терпения и времени, чтобы изучить культуру и быт той эпохи, а также, конечно, биографию и творчество Томаса Де Квинси, главного героя истории. Мистер Моррелл точно знает о чем пишет. На своих страницах он воссоздает карманную версию Лондона 1854 года, разбавляет историю многочисленными интересными фактами и сведениями (о железной дороге, телеграфе, тюрьмах и пр). Но самое пристальное внимание приковано к Де Квинси. Конечно, художественному вымыслу место быть, но помимо этого дается много информации именно как о реально жившем писателе, поэтому после прочтения детектива хочется ознакомиться с библиографией Де Квинси лично (оный оказал влияние в том числе и на моего любимого писателя Н.В. Гоголя). В ходе прочтения я безоговорочно верила и доверяла Морреллу, а это дорогого стоит.
    Второе: тщательно проработанное повествование, подогнанные друг к другу детали; иными словами, все "винтики" хорошо работают и нигде затора нет. Ни одной пустой сцены, а уж тем более главы - все имеют абсолютный смысл и оправдывает свое наличие. Картина получается полной и цельной, без мыслей "как автор мог об этом забыть!", "почему он это упустил!" и пр.
    Третье: сюжет. Безумнейше захватывающее детективное приключение, в ходе которого герои в каких только "недрах" английской столицы не побывают. Здесь вам и размеренные рассуждения над трупами, и погони, и игры в переодевания и проч. На всякий вкус, на всякий цвет.
    Четвертое: персонажи. Они все отлично выписаны, понятны, последовательны в своих действиях и все они действительно разнообразны. Вас ждут и гениальный писатель, и гениальный убийца, и полиция, и военные, и простые обыватели, и нищие с попрошайками - словом, представители различных слоев, вместе составляющих общую картину истории. Коротко о главных героях:
    Томас Де Квинси - замечательный писатель, неординарно и нестандартно думающий. Он оказал значительное влияние на жанр детектива, а еще, что мне показалось довольно любопытным, заговорил о "подсознательном" в человеке (и это до Фрейда-то!). Но сие касается именно реального Де Квинси, а что до персонажа Де Квинси? За ним очень интересно наблюдать и невольно ему начинаешь сочувствуешь. Человек прошел долгий и трудный путь, почти всех потерял, почти даже потерял самого себя, но сумел сохранить уникальное мышление, способность глядеть на вещи под разными углами зрения (процитированный мною в заголовке прекрасный диалог о звездах, которые мы привыкли считать видеть у себя НАД головой, но что, если они ПОД нами?), остроумие, и доброе сердце.
    Эмили Де Квинси - дочь Томаса. Молодая привлекательная девушка, очень независимая для того времени. Окружающие поначалу пытаются обходиться с ней вежливо-учтиво, как с кисейной барышней, но она сразу пресекает подобное. Самостоятельная, находчивая, решительная, а также справедливая и сострадательная. Очень любит отца и делает для него абсолютно все, что в ее силах. На мой взгляд, получился замечательный образ сильной девушки, которая унаследовала все самое лучшее у отца.
    Инспектор Райан - жаждущий справедливости мужчина, но страдающий из-за недоверия и даже агрессии из-за своего ирландского происхождения. Констебль Беккер же во всем ему помогает и подражает, грезит о должности инспектора, и кажется, влюблен в Эмили.
    Министр внутренних дел Палмерстон, лорд Палмерстон - властолюбивый и расчетливый политик. Он прошел длинный карьерный путь, что подковал его в политических интригах. И да, у лорда Палмерстона свои секреты (а как им не быть?).
    "Художник смерти" - не хочу спойлерить, скажу лишь, что мне действительно понравился этот персонаж, которого автор наделил ярко-выраженным характером, многочисленными демонами в душе и голове, а еще интересной биографией, которая служит "скелетом" истории.
    Пятое, что мне понравилось в книге: атмосфера. Лондон рисуется мрачным и недоброжелательным, кишащим "униженными и оскорбленными", на которым знати плевать и "униженным и оскорбленным" ничего не остается, как пытаться выжить. И все эти улочки, закоулки, спешащие и необращающие друг на друга внимания горожане, среди которых и умереть можно - а никто и не заметит... не знаю, на меня Лондон Маррелл произвел гнетущее, но одновременно и манящее впечатление (всегда интересно заглянуть в прошлое).
    И последнее: конфликт между Человеком и Жестоким Аппаратом Власти. Для Аппарата люди - это лишь расходный материал, которым можно пользоваться для достижения собственных целей и плевать, скольких при этом ты погубишь. (Прав был А. Камю, все мы чумные зараженные). Избит ли конфликт? Возможно. Сто раз видели, сто раз читали, но если отражено качественно - почему бы и нет. Можно найти здесь и другие конфликты (влияние прошлого на нас нынешних, преступление и наказание (только чур без старушек и Наполеонов!) и пр).
    Исходя из всего вышесказанного, подвожу итог - книга мне очень сильно понравилась. Фактически, это единственный современный детектив, зацепивший меня своей атмосферой, героями, сюжетной составляющей, проработкой личности и прошлого убийцы (а что за детектив без интересного главгада?). Автором действительно проделан огромный труд. И за популизацию творчества Томаса Де Квинси отдельное спасибо!

    8
    322