Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лунная трилогия

Ежи Жулавский

  • Аватар пользователя
    Аноним30 июля 2019 г.

    Клинический идиотизм в условиях невесомости или Польша может в космос

    Мне нравится думать, что своим участием в Долгой прогулке я искупаю какие-то свои прошлые грехи за счёт невыразимых страданий. В принципе, я обрадовалась самой возможности почитать н/ф начала прошлого века. Все авторы в те времена читали Жюль Верна, так что им было у кого копировать, и я надеялась на какого-нибудь Берроуза, в худшем случае - Алексея Толстого (да, блин, я тоже могу в жонглирование именами). А получила... родной Болливуд. Как обычно. Потому что если это толстая книжка начала века и благодарные современники не фапали на длинный сериал, называя "великим" и "классикой", значит вместо "Богатые тоже плачут" ("Война и мир" к этой категории) автор написал "Месть Раджа на волнах Ганга".
    Я долго пыталась вникнуть в ту бредятину, которую автор считал своей философией, пока не снизошло дао в виде послесловия, где литературовед на пальцах объяснил, что польский писатель был под влиянием своего друга, у которого была гремучая смесь взглядов из индуизма, сатанизма и ницшеанства, что должно демонстрировать, как мучились люди без инета, вкидывая в своё мировоззрение любое где-то краем уха услышанное говно.
    Я в принципе не хочу заниматься анализом и прочей лабудой, которая показала бы, что можно серьёзно воспринимать этот ученический бред. Я покажу вам, как лично я вижу подобные книги. Да, тут будет действовать Богиня Логики (краткое содержание: родилась от Афины и Диониса, случайно зачатая во время пьянки мистерий) по имени Элени, потому что тут слишком много вкусного, чтобы она осталась в стороне.

    Серия первая

    Начальные титры с фоновой экспозицией, из которой становится ясно, что где-то существует ещё многокилометровый хронаж фанфикоприквела. Пять мужиков, из которых один - переодетая индианка, летят на Луну. Зачем было переодевать женщину не ясно, скорее всего, она просто прикольно смотрелась в мужском парике, у автора свои девиации, не мешайте автору.

    Звучит первая грустная песня, которую комментирует переводчица:

    Солнце мы давно не видим,
    Не общаемся с друзьями,
    Мы разбили передатчик,
    Так как взяли лишь один.
    По Земле давно скучаем,
    Как мы по Земле скучаем,
    Ведь разбились о поверхность,
    Неумеючи считать.

    Элени дома получает полное удовольствие от индийского фильма, особенно яркое потому, что ни один из создателей ни разу за всю жизнь не попросил её благословения. На тот же мотив она продолжает:

    Ах, зачем же дураками,
    Почему же дураками,
    Вас родили ваши мамы?

    Лидер экспедиции гибнет, не успев познакомиться со зрителями. Остаются трое мужиков и девушка. Один мужик и индийская баба так активно ваяют любовь, что двое других мужиков постоянно дают понять, что им тоже хочется. Пританцовывают яойщицы. Мужики смотрят на бабу и, взяв в кулак... волю, говорят, что они не какие-то там и очень постараются не убивать счастливца, чтобы попользоваться его бабой, хотя очень хочется и вообще у него рожа такая будто провоцирует, что, несомненно, любое преступление делает оправданным. Яойщицы разочарованно утанцовывают.

    Индианка с типичным индийским именем Марта приступает к типичным женским обязанностям. Как нормальная женщина, она, разумеется, знает, что любой мужчина всемогущ и если он что-то не делает, это не мужчина не может исполнить твоё желание, это ты недостаточно истерила. Потому временами она впадает в меряченье и кричит:

    • На Землю! На Землю!

      Мужикам тоже хочется на Землю, но так как подумать за десять лет подготовки, на кой скайнсфикшн они летят на Луну без возможности вернуться, они могли не больше, чем верно высчитать место и время посадки, то свежая мысль, что они идиоты в голову им не приходит. Засим фильм из себя представляет непрекращающееся нытьё главного героя Яна, а так как бюджет и фантазия авторов ограничены, то у Яна нет воспоминаний о жизни на Земле, зато он умело демонстрирует, что мужик может ныть на одну и ту же тему на протяжении полуторатысячи страниц или полутора часов фильма.

      Мужик индианки - англичанин Вудбелл и по некоторым оговоркам понятно, что их связывает "Покахонтас", опиумные войны и меланхоличный слон. Так как, пока вся команда двигается на тёмную сторону Луны, особо делать нечего, Вудбелл нашёл себе интересное занятие.


    Марта складывает пальцы в мудру "О, не бей меня ботинками по голове, душа груд
    • О, счастливый лепесток ментолового чая в кружке моего сердца, боги, чьи имена я не знаю, так как Жулавский не очень в мифологию, наградили женщин двумя дырками, и это не считая той, которая болтает, дабы пользоваться второй, когда перспективы размножения не несут услады взору и духу нашему.
    • Уж не держишь ли ты меня за 3,14дрилу, гниющий цветок моего сердца?
    дца?

  • Под сонное сопение в ракете двух других мужиков, которые задают ритм, Марта беременеет.

    Пока прямо в скафандрах герои фильма грустно танцуют, мимо проносится и врезается в Луну ракета братьев Ремонье, потому что французы тоже лучше умеют задавать ритм, чем считать. Это последняя ракета с Земли на будущие 700 лет, так как главное развлечение доинтернетной эпохи - "поиск пропавших экспедиций", на время будет забыто. Какие-то там погибшие братья не мешают ни танцу, ни песне, ни грабежу с их ракеты.

    Вудбелл видит остатки древнего лунного города и решает пойти на разведку. Элени сочиняет песню на постоянный индийский меланхоличный мотив:

    Могут быть там космолёты,
    Что вернут вас в воды Ганга...

    Но в городе Вудбелла встречают братья Ремонье - дружелюбные привидения. Они долго несут чушь "У, вы все обречены", не говоря ничего конкретного, но при этом выглядя пугающе и мило, так как держатся за руки, что вызывает вздох яойщиц откуда-то из-за кулис. Вудбелл собирает всю свою волю, чтобы кинуться в трусливое бегство. Благодаря своему изяществу и природной ловкости, он падает по дороге и разбивает шлем. Остальные подбирают его и приносят в ракету. Так как никто за десять лет подготовки не овладел простейшими приёмами оказания медицинской помощи, как сделать ему переливание крови никто не в курсе. Больше медицинские вопросы ни разу подняты не будут. Запасы нытья у героев безграничны, а бюджет нет, потому под бодрую индийскую песню умершего в начале лидера команды О`Тэймора "А ну, ребята-новобранцы, матерь вашу, давай на Луну полетим", Ян заболевает.

    Приходит Ян в себя на другой стороне Луны, где типа есть какие-то фантастические растения и фантастические животные. Задавать вопрос "каким именно?" считается оскорблением для самосознания автора.

  • Давай трахнем Марту!
  • Ну, я не знаю. Давай, но чтобы как-то не давай, давай, а?
а?
Педро, переходя с польского на правильный
  • Так как, о мудрейший из поляков, своей мудростью превзошедший полячество, мы ничтожества в деле науки, не увидеть нам больше как Ганг разливается под Солнцем, как золотятся под лучами храмы не известных Жулавскому индийских богов, иными словами, так как ракету мы построить не сможем, оставить дорожку на необитаемой стороне до нашего обиталища для будущих экспедиций нам и в голову не приходит, придётся жить и размножаться прямо здесь. Да, книги, как строить космические корабли, мы с собой тоже не взяли. Мы взяли Библию. Пойдём Марте скажем.

    Марту убеждают, что надо родить кого-то, с кем будет размножаться её ребёнок от Вудбелла. Аскетизм, как и возвращение на Землю, не предусмотрены.

  • О нет, какие страшные, бередящие борщ души моей известия! Я согласна стать инкубатором в лотосе общей несправедливости жизни, но о нет!
о нет!
Педро, немного сбитый с толку ароматными извивами жен
  • Тогда выбирай себе из нас мужа.
ас мужа.
Марта смотрит на
  • О, возлегший на ложе возлежания и прошедший по тропе прохождения, ты, ушлёпок, всерьёз думаешь, что раз я согласилась, то буду включать разум моей благоухающей личности?
ухающей личности?
Марта вооружается женской ритуальной острой ложечкой для выедания мозгов.

Элени у экрана роняет поп-корн, роется в блокноте, куда записывает всех, кого ненароком прокляла, находит много интересного.

Педро и Ян бросают жребий, но Ян внезапно уступает без жребия. Все потрясены, включая Яна, но это даёт возможность несколько следующих лет петь новую грустную песню:

Бесконечно мы страдаем,
Ах, как страшно мы страдаем,
Лучше жили бы втроём.
Но две бабы у мужчины,
Иль три бабы у мужчины,
Даже если бы инцест,
То, конечно, очень круто,
По-мужски и натурально,
А у бабы коль два мужа,
Написал сюжет, знать, гей.
Пусть наш автор баб не любит,
Но блюдёт свой реноме.

Марта рожает трёх дочерей, говорит Яну, что лучше бы он убил Педро и сам стал её мужем, проявив этот последний акт проявления заботы о собственной судьбе, умирает от потрясения собственной крутостью. Педро с горя и ревности убивает себя. Всё вокруг залито жидкостью цвета приятного дорогого кетчупа. Ян поёт длинную и грустную песню лет на двадцать, в которую временами вплетено прежнее нытьё о Земле.

Дети вырастают. Том берёт в жёны двух своих сестричек, третья остаётся бесхозной. Но Ян не берёт её в жёны, а продолжает петь грустные песни о Земле. Элени напевает у телевизора:

Да построй ты, ..й тупейший,
Зеркалами и чем-либо,
Сообщение, которое
Видно будет прям с Земли.

Но Ян в телевизоре, разумеется, её не слышит. Сменяются поколения, Ян ноет. Потом он вспоминает, что их экспедиция прое... потеряла на той стороне Луны пушку, через которую можно выстрелить на Землю своим дневником. Ада (девочка, которой пренебрегли) старится и от недостатка секса в организме организует культ Старого Человека, то есть Яна. Ян продолжает страдать, что человеческий дух угасает в новом лунном народе. /Справка от Элени: "Человеческий дух, ака духовность - некие поведенческие особенности, которые возвышают общество тех, кто считает себя обладателем духовности, над теми, кто ей не обладает. Любые попытки конкретизировать понятие ведут к полной деградации самого понятия. Для маркировки "своих" требуется фраза: "У кого нет духовности, тем её не понять"". / Ко всему, потомство становится меньше ростом, что опять же вызывает у Яна приступы презрения. Под финал луннянцы находят племя аборигенов, которые жили на Луне издавна, но духовность Яна уже столь велика, что любопытство не мучает (возможность обладания народом секретом космических перелётов, в голову не приходит, в голову на протяжении жизни вообще мало кто заглядывал), он идёт искать пушку и самоубиваться.

Песня грустных лунных умпа-лумпов:

Почему же нам религий,
Не дал нам наш Старый Лидер?
Чтобы мы об урожае
Землю издревне просили?
О, приди же, Вилли Вонка,
Дай свободу нам от рабства,
И религию, и службу,
Знаем мы, что правит миром,
И Вселенной, и мирами,
Правит только Шоколад!

Серия вторая

На диске серии перепутаны, хотя смотреть лучше сперва третью, потом вторую, так как именно во второй автор стремительно на глазах публики избавлялся от пафосотоксикоза. Но пересказывать лучше в хронологическом порядке, так как становится очевидней, что пытался изрыгнуть автор.

Прошло семьсот лет и на Луну приземлился Марк, которого умпа-лумы сочли за предсказанное возвращение Яна, то есть некоего Победоносца, который принесёт им избавление от шернов - бэтменоподобных аборигенов. Пока начинаются титры, авторы фильма танцуют в фа

  • Вы не спросите, почему шерны не уничтожили человеков за семьсот лет, не превратили всех в покорных выворотней, а собирали дань. Почему за семьсот лет кто-то впервые вообще полетел на Луну. И почему вместо ломающихся передатчиков теперь связи с Землёй нет по определению.
Землёй нет по определению.
Магия индусов, как это и доказывают все три книги, самая действенная, потому никто не спрашивает.

Эту часть переводил особо одарённый надмозгом переводчик, потому предваряется предупреждением, что внезапный переход на слова "бают", польское "добро" (вместо русского "ладно") и постоянное поминание слова "лилейный" могут вызывать приступы неконтролируемой агрессии.

Чтобы показать, что эта часть самая важная, она начинается с того, что абсолютно обнажённая внучка заходит к своему дедушке первосвященнику. Обнажение Ихазель столь значимо для художественной ценности романа, что она будет без трусов ещё раз десять, один из которых опять же в присутствии деда. Бесконечный инцест умпа-лумпов не прошёл даром.

Когда Победоносец приходит в город, Ихазель опять же посверкает телом во имя девственности. Марк покрутится рядом, но так как он поляк, ему не приходят мысли о том, что испытает девушка, которая является одной из сторон в деле случки мраморного дога и чи-хуа-хуа, равно и вопрос деторождения не поднимается, в отличии от всего остального. Зато Польша может в космос. Также быстренько нивелируются разницы в длине суток, силе тяжести и в языке, как и в любой иной литературе про предсказанных попаданцев.

Так как Марк поляк (это существенно), он не может ни связаться с Землёй, ни слетать туда, чтобы привезти оружие и подмогу. Из-за этого приходится организовывать сопротивление шернам своими силами. Что довольно просто, так как шерны достаточно поляки в душе, чтобы не объединяться в одну армию и просто ждут, пока их уничтожат в каждом городе. Умпа-лумпы плетут интриги, перетряхивая старые пророчества и трактуя так, как выгодно в данный момент.

Новый персонажем стал Человеческй Дух (ака духовность). Шерны могут оплодотворять женщин посредством битья электричеством из рук, что приводит к тому, что женщины рожают выворотней, то есть умпа-лумпов, преданных шернам. Марк морщится и страдает, когда об этом слышит (духовность). Но приказывает не убивать таких женщин и выворотней (христианство). Однако, шерны - это сверхлюди, лишённые понятий добра и зла, потому лучше умпа-лумпов (индуистский ницшеанский сатанизм).

Так как Марк поляк (и это продолжает быть важным), ему в голову не приходит поискать, какими знаниями обладают шерны. Хотя шерны обладают какой-то энциклопедией, записанной цветовым алфавитом, вообще наблюдали за Землёй в стародавние времена, а один пленный гонит, что шерны сами раньше обладали научным могуществом, но давно отказались от него. Скорее всего, врёт, так как сопротивление шернов огнестрелу нулевое. Ну, или не врёт, потому что вон индуистские маги в кустах делают пассы, чтобы вы не замечали и эту логическую пробоину.

Элени в таком глубоком фейспалме, что ей по барабану.

Создатели пытаются в пересказ Библии, очень пытаются, причём в разрезе пародии. Получается слабо, потому что перевешивают эпизоды, ради которых всё это и создавалось. Сладострастно умасленная Ихазель, пока Марк в боевом походе (пару лет), постоянно наведывается к пленённому шерну - наместнику Авию. После долгих заигрываний с БДСМом, она наконец ему отдаётся для соблазнительных ударов током.

Когда же прибывает Марк, она бегает к нему голышом, прижимается и убегает. Временами поёт ему грустную песню:

У тебя же нет тентаклей,
Почему же нет тенктаклей,
Не сменю я наше гуро
На какой-то там хентай.
Отрасти себе ты когти,
Крылья, хвост, шерсти погуще,
Вот тогда тебе отдамся,
Где течёт великий Ганг.

Марк проводит реформы, но его казнят, так как реформы никому нах не нужны. Ихазель пыряет его ножом и рыдает. Три концовки, первая в стиле "Иудейской войны" Иосифа Флавия, третья - Евангелия, вторая - наверное, ничего непонимающие учёные. В этих книгах, якобы написанных через тысячу лет, умпа-лумпы не открыли межпланетные перелёты, не упоминают о шернах. Остаётся надеяться, что Авий забрал Ихазель в свой город, как обещал, чтобы БДСМ продолжался.

Серия третья

Пара умпа-лумпов, спиз... позаимствовавших космический корабль у Марка, летят на Землю. Журавский, использовав эзотерические знания и всемогущую силу непроходимой тупости, предсказал монорельсы и Евросоюз. После ряда приключений, доказывающих, что земляне очень здоровый народ, так как вид карликов вызывает оторопь, оказываются у министра телеграфов Яцека. Яцек - поляк, это многое объясняет.

Он принадлежит какому-то братству учёных, с очень интересными, видимо, польскими способностями к любопытству. Они выводят тайную формулу всего с переменной, которая означает дух, который не могут постигнуть. Видимо, в этой формуле у них есть и про умпа-лумпов, и про нечеловеческие расы, так как луняне им до полной Польши.

В кадр втанцовывает революционер Грабец, который поёт песню о том, что хотя рабочие накормлены и всем довольны, грядёт революция, так как миром правят посредственности. Элени находит в блокноте, что хватит шуток о поляках (они и без того мерзкие и расистские, но мне наступает полное хз, чем заменить, раз сам автор постоянно заигрывает с национализмом), так как просто весь род Жулавского был когда-то ею проклят на десять поколений вперёд, так что не дёргается. Яцек согласен, что миром правят посредственности. Видимо, для поддержания человеческого духа не хватает крови, голода и войн. Человеческий дух грустно танцует и кивает. Пипец, который наступит, если этот человеческий дух победит, непредставляем в принципе, а потому и не демонстрируется.

Втанцовывает индуистский мудрец Наантилока. Он факир, но при этом буддист. 404, page not found. Хотя он достиг такого просветления, что ему до набедренной повязки все людские беды (напоминание: псевдоиндуистский сатанизм), он долго и упо

  • Не надо лететь на Луну и спасать своего друга Марка, о, светоч в министерстве сообщения. Пойдём со мной в астрал, я тебе там человеческий дух покажу.
я тебе там человеческий дух покажу.
Яойщицы протанцовывают мимо, сложив пальцы в виде мудр: "Мы такое говно не шиперим, мы себя не на помойке нашли". Яцеку хочется ощутить твёрдость и великолепие человеческого духа, но его слишком тянет земное в лице (и прочих частях тела) певицы Азы.

Втанцовывает и впевается певица Аза, которая исполняет гимн Изиде. После этой эклектики из плохо знаемых мифологий, Элени просто осеняет по голове всех причастных Сапогом Проклятия Антилогичности и приходит в хорошее настроение. У Азы золотые волосы, которые она периодически разбрасывает кому-нибудь по ногам, что должно символизировать, как автор разжёвывает: "Аза - это Азазель, она же и Ихазель, потому что вы не поняли в первый раз всё об Ихазели и про баб, я вам объясню ещё раз". Потому у Азы то же развлечение - потереться голышом о какого-нибудь парня и потом оттолкнуть.

Аза пытается соблазнить Ниатилоку, а когда не удаётся, бьёт его ножом в грудь. Но в отличии от Марка, Ниантилока истинный пророк философии, почерпнутой из самиздатовских книг за два гроша, потому он умеет ожить. Офигевший от того, что его машину для уничтожения Вселенной украли, Яцек (каждый учёный должен изобрести свою машину для уничтожения Вселенной) идёт смотреть на величину духа Ниантилоки. Ниантилока с ревнивой мстительностью на ходу бросает охреневшей от всего произошедшего Азе, что у женщин нет души.

Приспособившегося и укравшего бомбу умпа-лумпу берут в правительство, а второй, у которого тоже чешется его человеческий дух, узнаёт, что после подавления революции, правительство отказалось спонсировать теоретические научные исследования (в которые, разумеется, не входили такие низкие материи, как изучение инопланетных сообществ) и учёным придётся вкалывать, чтобы зарабатывать на хлеб. Ужас и примитив грозят Земле при отказе от кровавой духовности.

Финальные титры сопровождаются красивой песней:

Ослепительное солнце разливается над Гангом,
Знаем мы, что бабы - с*ки, ты не спи с ними, боец!
Только с юношей прекрасным, только с юношей духовным,
Отрастишь свою духовность, пусть ты вовсе и не гей!

Резюме.
Книга - какой-то сюр. Такое больное отсутствие логики и критического мышления у сравнительно молодого человека, нагоняет тоску. Человека просто тошнило словами. У него были неплохие идеи, но реализованы они адово. В общем, рада, что он жил в ихние нулевые, а не двадцатые-тридцатые, где философия уберменов приняла более законченный и взвешенный вид, достаточный, чтобы больные на голову мальчики, с вот такими половинчатыми знаниями и неспособностью к собственным выводам, стали бы, как в книге, убивать всех подряд, типа, зато мы не низменные! С нами человеческий дух!
Брррр.

Содержит спойлеры
55
824