Рецензия на книгу
Парфюмер. История одного убийцы
Патрик Зюскинд
Acho29 июля 2019 г.Шедевр
⠀«И он сказал себе, что хочет этого потому, что насквозь пропитан злом.»
Мир запахов, исходящих со страниц романа, — мир, каковым его «видит» с помощью исключительного обоняния Жан-Батист Гренуй.
⠀
⠀Амбре из рыбной вони и трупного разложения близ захоронения Франции, куда свозили умерших вот уже 800 лет кряду, — то, чем впервые наполняет свои легкие младенец, не имеющий собственного запаха, мать которого собиралась оставить того подыхать под разделочным столом рыбной лавки.
⠀
⠀Атмосфера Парижа 1700-х годов, передаваемая запахами (преимущественно через вонь), оборачивается жуткой иллюстрацией в голове, правдой тех времен.
⠀
⠀В бесконечном кругу безразличия и отчуждения, «благих» побуждений, сулящих выгоду предлагающим кров и помощь, малыш Жан-Батист Гренуй познает мир, закрепляя сносную речь, соотнося словам тот или иной запах, делая свои «обонятельные представления».
⠀
⠀В числе первых мы получаем билет визитера в голову Гренуя, где он играет запахами, как заправский жонглер, где смешивает и вновь разрушает, словно ребенок в песочнице ароматов.
⠀
⠀Расчетливый на выживание, как клещ, абсолютно безразличный к совершенным преступным деяниям Гренуй преследует главное в стремлении изъять и присвоить — сущность аромата.
⠀
⠀Человеческое тщеславие и царящий праздник казни ужасают наряду с внутренней бесчеловечностью Жан-Батиста Гренуя.
⠀
⠀Гениальное и прекрасное здесь смешиваются с чудовищностью. Бесчеловечие с движимой одержимостью.
⠀
⠀Роман потрясает. Местами безотчетно, поскольку, подобно работе парфюмера, одним вдохом не обходишься в сложном процессе разбора аромата, разделении на отдельно составляющие его ноты.
⠀
⠀Это лучшее, что я читала за последнее время.
⠀
⠀И когда-нибудь к Жан-Батисту Греную я еще вернусь.
⠀
⠀Экранизация очень хороша в представлении романа, но предпочтение я все же оставляю книжному Греную.
⠀
⠀️Оценка — 5 из 5.6385