Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Tale for the Time Being

Ruth L. Ozeki

  • Аватар пользователя
    Аноним26 июля 2019 г.

    Год назад мне настоятельно посоветовали прочитать эту книгу и целый год я медлил. Теперь жалею, что так долго тянул кота за хвост.

    Во-первых, эта потрясающая книга очень напомнила мне "В чаще" Акутагавы, где каждому действующему лицу будет дана возможность высказаться и мы сможем увидеть эту историю под разными углами зрения, со всех возможных колоколен, из разных болот и со слов всех возможных куликов. Книга оттенков, но из этих оттенков и состоит весь спектр.

    Во-вторых, я как будто попал в информационную струю, потому что после сериала «Чернобыль» я читал об катастрофе на атомной станции Фукусимы, а после «Дневника Анны Франк» и «Банальности зла» я снова читаю о Второй Мировой и вижу её глазами пилота-камикадзе. Но не оголтелого фанатика, а студента-философа, знатока французской культуры, который, несмотря на свою гибель семьдесят лет назад, оказывает весьма существенное влияние на реалии сегодняшнего дня.

    В-третьих, эта книга приблизила ко мне Японию, сделала понятнее эту экзотическую страну. Скажу честно, меня удивили, почти шокировали подробности издевательств над школьницей, героиней этой книги. Япония кажется из нашего далека уютной страной, намного опередившей остальное человечество. В моей ленте новостей часто проскакивают шутки о том, что японцы живут в 3019 году и это не кажется какой-то иронией. Но такого ада и близко не было в моей заштатной школе посёлка городского типа, где я учился в 90-ых. И опять же авария на Фукусиме, случившаяся во многом из-за пренебрежения к правилам безопасности и надеждой на «русский» авось... Это достаточно неприятно "приблизило" Японию ко мне, потому что в чём-то они нас опережают, в чём-то идут наравне, а в чём-то даже и отстают.
    В-четвёртых, эта книга заставила меня задуматься о философии буддизма. То есть не о его хладнокровной логике, безапелляционной объективности, безошибочной возвышенности и прямолинейной загадочности, а о его прикладной составляющей. То есть когда читаешь Пелевина или Сэлинджера, то сидишь потом - глаза навыкате, мысли где-то далеко и сам такой: "о!". Но как со со всем этим потом быть и что с этим знанием делать - загадка. Здесь же для меня всё прояснилось. Для себя понял так, что жизнь в буддисткой системе координат не имеет смысла, логоса, вернее, видит свой смысл в том, чтобы себя этого смысла лишить и нафиг выйти из проклятого круга. Поэтому мне ближе христианское, сиречь европейское мировоззрение Виктора Франкла. Мне кажется, что с буддизмом ты скорее совершишь самосожжение или сядешь в самолёт с запасом бензина только в один конец, чем пройдёшь Освенцим или Колыму.


    Лучше живым быть,
    нежели мертвым;
    живой — наживает;
    для богатого пламя,
    я видел, пылало,
    но ждала его смерть.

    Ездить может хромой,
    безрукий — пасти,
    сражаться — глухой;
    даже слепец
    до сожженья полезен —
    что толку от трупа!

    Снорри Стурлусон, "Речи Высокого", XII век, Исландия

    Словом, время, потраченное на эту книгу, было потрачено не зря.

    18
    674