Рецензия на книгу
Extremely Loud & Incredibly Close
Jonathan Safran Foer
Аноним23 июля 2019 г.Жутко фальшиво & запредельно скучно
Это моё первое знакомство с данным автором. Я слышала об этой книге столько, что мне казалось, что только лентяй вроде меня так её и не открывал. В своё время она наделала много шумихи - а всё потому, что написана о том, что для каждого из нас болезненно - потере близкого человека.
Однако, не всё так просто. Я начала своё чтение "с чистого листа" - не ознакомившись ни с одной рецензий или отзывом. Всё то, что я о ней слышала, успело лишь обрывочно покружиться в памяти. И я приступила к чтению, имея лишь свои скудные воспоминания, что выражалось в: "эта книга о трагедии 11 сентября", "эта книга о потере".
Сказать, что с первой страницы меня что-то насторожило - ничего не сказать. Мне не по душе пришёлся тон Оскара, а потом понеслась вся эта обрывочная биография их династии, и я совсем затосковала.
Дело было в том, что все персонажи, включая Оскара, не говорят, как живые люди и говорят одинаково. Если перемешать все реплики между собой, будет сложно понять, кто именно это говорит. Даже Хокинг, мир его праху, встроен в эту речь - речь автора. Персонажам катастрофически не хватает глубины. Поэтому всё время чтения во мне боролись два чувства - осознание, что это довольно тяжёлая тема, и она меня трогала, и совершенное отвращение к тому, что происходит внутри книги.
Все эти биографии, письма, разговоры и сам "квест", что в итоге не стоил и выеденного яйца, вместе давали ужасающий эффект вычурности вкупе с пустотой. Надуманность образов пугала, и в целом создавалось ощущение, что автор впихнул туда побольше печальных событий просто для того, чтобы разжалобить читателей. Ведь ему не хватило бы таланта сделать это только за счёт потери близкого человека.
Мне показалось, что Фоер смешал в произведении Коэльо и Я. Л. Вишневского, взяв от них самые банальные приёмы - много жизненной псевдофилософии и больше слёзовыжимательных сцен. Но это не работает, если бездумно впихивать всё подряд, лишь бы читатель растрогался.
Меня это изобилие страданий не тронуло. Я, вообще не люблю подобные творения - где все в избытке страдают, не переставая. Как в той же 'Маленькой жизни' Янагихары, например. И сочувствовать Оскару было очень трудно, потому что и он, и остальные, включая дедушку, не более, чем пластиковые фигурки.
Кстати, история дедушки Оскара могла быть интересна, конечно, но мы её узнаем только наполовину. Почему? Так захотел автор, наверное. Или просто не придумал ничего дальше, завуалировав всё занимательное семью (электронными) страницами с цифрами от 1 до 9. Удивительно же терпеливой была бабушка Оскара, выслушав всё это. И причину её поступка, кстати, я так и не смогла для себя объяснить. Как и вечно странствующего дедушки.
Об отце Оскара - Томасе - мы узнаём не так много. И на протяжении всей книги лично мне было сложно сказать, пострадал ли кто-либо вообще от его отсутствия, или это всё прошло мимо них незамеченным. И вроде бы всё верно - Оскар говорит: "Я скучаю", мама его говорит, бабушка. Но их действия об этом не говорят. Мама Оскара вообще призрачный персонаж, бабушка застряла в своих письмах внуку и рассказах о дедушке, дедушка всё время писал в никуда. А Томаса вроде как и нет. Он фоново проскальзывает мимо, и всё.
Концовка оказалась скомканной, но этого и следовало ожидать от подобного повествования. И чувство потери собственного времени отзывалось сильнее, чем трагедия 11 сентября, описанная языком данного произведения.
Простите меня, любители сей книги, но для меня она оказалась пустой. Вроде яркой обёртки товара, в котором нет ничего полезного. Маркетинговые ходы умело скармливают его нам, а нам так хочется верить, что мы не настолько глупы, чтобы этого не предугадать, но постоянно клюём на одну и ту же удочку.
13534