Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений. Том 4. Униженные и оскорблённые

Ф. М. Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним23 июля 2019 г.

    ... пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!..

    У наших русских классиков есть невероятный дар затрагивать самые сентиментальные струны в душе читателя, ломать их, выкорчевывать вместе с ошметками трепыхающегося, еле живого сердца из груди, а потом исцелять. И это получается у них так легко, так непринужденно, что только диву даешься, понимая, что это и есть та загадочная «русская душа», о которой все говорят, но которую никто никогда не видел. Вот так просто, без упомрачительных эпитетов, невиданных сравнений и метафор Достоевский смог так глубоко проникнуть внутрь моей сущности, что я теперь (честно) не знаю, как жить дальше без его произведений.
    С замиранием сердца я читала «Униженные и оскорбленные» Федора Михайловича Достоевского. С жадностью впивалась в каждое слово, в каждый знак препинания, осознавая, что «доросла». Что не скучно, что читаешь не вымученно и потому что «надо», а с удовольствием, впитывая чарующую атмосферу диалогов, погружаясь с головой в этот невероятный мир, воссозданный писателем, и отождествляя себя с героями, находя при этом в каждом из них себя.
    Мне близок Иван. Потому что я так же, как и он умирала от безответной «любви» (конечно, это была и не любовь вовсе, но чувства знакомы).
    Мне близка Наташа. Потому что я так же, как и она бросалась в этот омут, забывая обо всем на свете и балансируя на грани между жизнью и смертью, реальностью и мечтами.
    Мне близок князь. Ведь мы не идеальны, и в душе у нас живут не только ангелы, но и бесы.
    Мне близок старик Ихменев, сумевший переступить гордость и простить.
    О чем роман? О любви, балансирующей на грани сумасшествия и безрассудности. Об отношениях с родителями, которые всегда будут любить и ждать. О милосердии, сострадании и человеческой доброте. А также о прощении, которое наравне с любовью составляет основу этого безумного мира.
    Кто-то из предыдущих рецензаторов упрекал Достоевского в чересчур длинных диалогах и монологах (если быть точнее «в словесном поносе»). Но ведь этим и интереснее. Как еще узнать человека, если не по словам да по поступкам?
    У Федора Михайловича, наверное, все главные персонажи — идиоты. Добрые, сильные душой, готовые к самопожертвованию во имя близкого и дальнего. Вот каков Иван. Мало того, что он отдает всего себя, чтобы устроить личную жизнь своей возлюбленной, так еще и братается со своим соперником, давая ему советы и утирая слезы. Он сам предлагает «передавать письма», и никто, ни одна душа не спрашивает, что чувствует он. Конечно, в своих монологах Наташа и Алеша грызут себя муками совести на счет Ивана, но это все так, для виду, на самом деле они обеспокоены только тем, что чувствуют сами.
    Все обращаются к Ване за помощью, посылают его то туда, то сюда, а когда он, одержимый болезнью, сваливается в кровать, то ни одна душа не приходит его проведать. Рядом только Нелли. А он и рад стараться. Ни упреков, ни обид, я не знаю даже, существуют ли вообще такие люди где-то, помимо романов Достоевского.
    В конце мне не удалось сдержать слез. Многие произведения да и фильмы грешат тем, что автор и режиссер специально пытается давить на жалость, чтобы вызвать эмоции своего читателя или зрителя. У Достоевского все по-другому. Он просто пишет. И вот ты уже сглатываешь комок, подкативший к горлу, судорожно вчитываясь в каждое слово, потом где-то в груди начинает саднить, и ты уже не замечаешь, как слезы катятся сами по себе, оставляя на губах соленый привкус горечи и непонимания от того, какие бывают люди.
    И напоследок… Наташе повезло. Бог уберег от Алеши.

    12
    2,1K