Рецензия на книгу
Extremely Loud & Incredibly Close
Jonathan Safran Foer
Аноним20 июля 2019 г.Поиски замка и другие приключения от безысходности
Юный Оскар Шелл любил своего отца. И когда тот сгинул в страшном теракте 11 сентября, оставив напоследок несколько сообщений на автоответчике, сразу смириться с этим не получилось. Ребенку и без того тяжело осознать реальность смерти, а когда хоронишь пустой гроб – тем более. Но, к счастью, Оскару подвернулся конверт с ключом внутри, и мальчик начал свой собственный поиск, задавшись целью отыскать среди миллионов замков тот самый, который отопрет его ключ, а заодно – надежда умирает последней – откроет секрет смерти Томаса Шелла. Как он умер? Рухнул вместе со зданием? Выпрыгнул из окна? Неизвестность не дает Оскару покоя, он никак не может прекратить изобретать.
Первая половина романа шла тяжеловато. Книга с такой структурой – очень на любителя. Довольно-таки путаный рассказ Оскара, перемежающийся письмами, адресованными ему, и диалогами «в строчку», то есть без каких-либо пояснений, воспринимается со скрипом. Другая часть, чудной дневник бабушки со странностями, вообще несколько сбивает с толку, хотя сама история сюжетно интересная. Наконец, картиночные вставки и бесконечные ряды цифр не на одну страницу заставляли морщиться. Ну вот зачем это? Я могу понять, когда речь о каких-то особых фишках, вроде путаных личных схем или рисунков (поклон Экзюпери и его удаву), но дверные ручки зачем? Это, знаете, новый уровень. Раньше картинки мешали представлять персонажей, а теперь читатель не может даже дверные ручки представить, ибо важно, чтобы в голове они возникали именно такими, какими их видит автор. Для полного фейспалма не хватило только стоковых фотографий, которыми, бывает, иллюстрируют свои произведения школьники.
Несмотря на это, ближе к концу книга все-таки заметно увлекла, не терпелось узнать, чем закончится дело. Но хочется отметить еще кое-что.
Этот роман в основном упоминают в связи с темой 9\11. Я понимаю, что писать об этом американцам особенно сложно. Основная проблема – постоянное сваливание в долину слез, игра на чувствах. У одних иначе просто не получается, другие делают это целенаправленно, чтобы выжать денег и славы, и это уже не раз становилось предметом едких замечаний и пародий.
С Фоером вышла другая история. Слезу он выжать не пытался, по больному не бил. Но в результате получилась иная крайность. Теракт маячит где-то в другой вселенной, и когда я вспомнила о том, чем роман знаменит, то очень удивилась. В центре находятся Оскар и его тоска, добрую долю внимания отвлекают его бабушка и дедушка, а вот сама первопричина всей истории – смерть Томаса Шелла – витает в недоступной дали, и, честно говоря, не думаю, что была бы большая разница, если бы он, например, отправился в одиночный поход и пропал в лесу, или разбился на самолете из-за технической неисправности, или погиб в любом другом месте. Иными словами, 9/11 не выпячивается вообще никак и выглядит блеклой наклейкой. Это, в принципе, не плохо, но я в упор не пойму, почему тогда все обращают внимание именно на это. Разве что снова родимый маркетинг…
Роман рекомендовала бы тем, кто интересуется историями детей с особенностями и любит странноватую литературу и необычных рассказчиков. В основном же каких-то ярких эмоций он у меня не вызвал – из тех, что более или менее равнодушно возвращаешь на полку.
412,2K