Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Древо Иуды

Арчибальд Кронин

  • Аватар пользователя
    Аноним17 июля 2019 г.

    Сказать по правде, весьма неожиданная книга для Кронина. Знакомому с иными его произведениями читателю, автора до настоящего момент представлялся сдержанным, чуждым до сильных переживаний и ослепляющих эмоций писателем, владеющий прозой в таком же спокойном безыскусном стиле, но данная книга открывает новую грань литературного таланта создателя, демонстрируя, что творить он может в различных жанрах, и в конкретно этом преуспевает.

    Несмотря на то, что позиция автора в определённый момент повествования легко угадывается, большой удачей для читателя оказалось, что в назидательное навязывание этой позиции всем и каждому книга не скатывается, и за исключением нескольких пустяковых моментов мнение повествователя остаётся при нём, ничуть не мешая зрителю наслаждаться разворачивающейся перед его глазами историей.

    Хотя иные мотивы перекликаются с прочими работами того же автора, здесь прежних ошибок писатель не повторяет: герои тщательно проработаны, узнаваемы, харизматичны, обладают каждый своим особенным, выделяющим их на общем фоне неповторимым характером, а их мотивы открыты и понятны для зрителя, сюжет развивается по единственно возможному в данных обстоятельствах варианту, и каждый их действующих лиц вносит свой существенный вклад в такое развитие.

    Разумеется, можно было бы не согласиться с автором по многим вопросам, однако этот вкрадчивый собеседник, этот тонкий художник, бесхитростно изобразил перед нами столь противоречивую историю, словно бы сам подводя к рассуждению о том, что в жизни всё не так прямолинейно, однобоко понятно, каким нам порою кажется, а чужая душа - потёмки не потому, что нельзя понять другого человека, в книге нам зрителю представляется возможность побывать в шкуре каждого и ни к одному из персонажей не остаться равнодушным, но из-за вечной изменчивости человеческого характера, в силу настроения, самочувствия, внешних обстоятельств, страха, лести, любви.
    И то неизменное ядро, что в незапамятные времена искали последователи этики и философии, то, что остаётся нетронутым после всех потрясений, выпадающих на долю каждого, в конечном счёте именно это и есть сам человек.

    И хотя финал книги несколько переиграл с мелодраматичностью, и хотя читателю готов спорить с мнением автора и, может быть, многих его последователей, с пеной у рта доказывая, что вина ослеплённой собственными заблуждениями, юной упрямицы Кэти целиком и полностью лежит лишь на ней одной - и, быть может, мистере Уилли, воспитавшим и поддерживающим в этом нежном создании никому не нужные ростки самоуничтожения (пардон, самопожертвования). Кто, в конце концов, изначально навязал безвольному в общем-то Мори безрассудную идею отказаться от светской жизни, от всего, что он привык считать своим, что так любит и чем дорожил. И ради чего? Ради полуголодной жизни, идеалистической мечты такого же не от мира сего дядюшки Уилли, лопнувшей как мыльный пузырь. Девчонка, не способная совладать даже с собственной жизнью и оценить её значимость. И ей повезло повстречать именно Мори, которому не хватило мужества, смелости и решительности, чтобы сказать своё веское слово и подчинить ему ту, которая, как сама уверяла, его любила.

    Так что нет, мудрую Фриду тоже не стоит винить, рассудительная женщина, обладающая как знанием жизни и опытом, так и тонком женским чутьём, вкупе с умением незримо руководить ситуацией, подчиняясь, сделала именно то, что от неё требовалось, тогда как Кэти поплатилась за своё неумение уступать и пораскинуть мозгами, за глупость и нежелание понимать и принимать жизнь, за в сущности пренебрежение жизнью.
    Ничего другого просто не могло произойти. Человек либо меняется, подстраиваясь под изменившиеся обстоятельства, либо трагически погибает, не сумев найти себе место в этом новом, изменившемся мире.

    Содержит спойлеры
    12
    567