Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Преступление и наказание

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним4 сентября 2011 г.

    Об этом прекрасном и, пожалуй, ключевом романе XIX века говорить можно очень долго. Степень глубины произведения, количество идей и мотивов в нем, широта мысли будоражат сознание. Каждый герой прорисован идеально, несет в себе определенный образ, характер, сильный дух. У каждого своя история. Но по порядку.
    Весь роман пропитан христианским принятием страдания. Неоднократно из уст различных персонажей мы слышим о естественном стремлении человека к страданию.
    Но также выступает и история Свидригайлова, человека, на первый взгляд глубоко погрязшего в разврате и пороках, но проявляющего себя как добрый руководитель, пытающийся оправдать свое бытие добрыми делами.
    Не на последних роялх и Соня Мармеладова, продающая себя ради семьи, следующая за Раскольниковым в Сибирь. Девушка, готовая отдать себя, свою жизнь за своих любимых.
    Условно главный герой, Родион Романович Раскольников, бедный студент, заблудившийся в своих мыслях, выстроивший, казалось бы, сильную, честолюбивую теорию о делении мира на два типа людей: "тварей дрожащих" и "право имеющих". Главный сюжет романа вьется вокруг его личности, его метаний, его разочарования в своей теории и перерождения в конце произведения.
    Его мать, Пульхерия Александровна, образец глубокой материнской любви и верности своему ребенку, самоотречения и вечного страдания. Не пережив трагедии умирает в горячке.
    Сестра Раскольникова, Авдотья Романовна, беспредельно преданная своей семье, готовая пойти ради них на самопожертвование.
    Алена Ивановна, та самая старушка, которую убил Раскольников, "вошь" по его словам, которая не достойна жизни, мерзкая личность, мучающая свою немного блаженную сестру Лизавету, которую Раскольников по воле судьбы убивает как свидетельницу.
    Разумихин, единственный студенческий друг Раскольникова, образец железной воли, целеустремленности, крепости духа и прямоты. Оказывает помощь и поддержку семье Раскольникова, проявляет бескорыстное участие во всех делах.
    Софья Семеновна Мармеладова, дочь бывшего чиновника, алкоголика Мармеладова, образец христианского самопожертвования, любви и смирения.
    Петр Петрович Лужин, воплощение мещанской хитрости и омерзительного скудоумия, помноженного на эгоизм.
    Катерина Ивановна Мармеладова, жена Мармеладова, гордая и непреклонная особа, до конца сопротивляющаяся постоянным ударам судьбы.
    Аркадий Иванович Свидригайлов, дворянин, помещик, образ ненавистного народу развратника, погрязшего в своих пороках.
    На протяжении всего романа герои страдают, каждый страдает по своей причине, автор доносит до нас мысль о том, что "страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть" - не страдают лишь такие как Петр Петрович, люди глупые, мерзкие, недалекие. А так не выдерживает страданий даже Свидригайлов, несмотря на свою отталкивающую характеристику, побеждающий свой страх смерти и убивающий себя.
    Очень большое внимание уделено снам в произведении, сны выражают все тревоги, мысли и переживания героев. Особо стоит отметить "сон во сне" Свидригайлова, прием, часто встречающийся у сюрреалистов. Вообще идеи из произведения довольно нетрудно проследить затем как в психоанализе, так и в философии Ницше, как у сюрреалистов, так и у экзистенциалистов.
    Блестящи в своей отчужденности и мрачности картины Петербурга, нигде он не представал настолько темным мистическим городом как у Достоевского.
    И да, лишь любовь может придать нам смысл жизни, веру и счастье.

    10
    82