Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек-зверь

Эмиль Золя

  • Аватар пользователя
    Desert_Rose14 июля 2019 г.

    Эмиль Золя и его творчество всегда ассоциировались у меня с какой-то богемой с её красивым слогом и интересными портретами далёких людей образца XIX века, которых в веке XXI уже не встретишь. Они растворились после всех потрясений XX века, уступив своё место людям иного склада и стремлений. Я читала "Дамское счастье" и "Нана" как что-то прекрасное, но эфемерное, оторванное от жизни. И сам Золя казался мне таким же – далёким талантливым писателем, жившим и творившим во второй половине XIX столетия.

    Впервые я увидела в нём реального человека, когда прочла несколько книг про импрессионистов и узнала, как горячо Золя защищал новое искусство перед публикой, как отчаянно пытался ему помочь своими статьями в прессе, как дружен был с Полем Сезанном и как на протяжении долгого времени они поддерживали творческие изыскания друг друга.

    Я прочла "Человек-зверь" и открыла для себя ещё одного Золя. Того, кого профессор МГУ, доктор филологических наук В.М. Толмачёв в одной из своих статей назвал писателем, занимавшим центральное место в западном натурализме.

    В этом романе, вплетая уголовные преступления в самые разнообразные контексты, автор прослеживает саму их природу. Смешивая железные дороги и с грохотом проносящиеся по ним поезда, отношения в браке и умалчивания, нездоровые желания и ошибочные впечатления, измены и ревность, Эмиль Золя рассуждает, что же движет человеком в разных ситуациях.

    Аннотация может ошибочно навести на мысль, что все убийства в романе – дело рук одного человека, но это не так. Они связаны между собой, но совершены разными людьми в разное время и по разным причинам и попали бы под разные статьи Уголовного кодекса. И я думаю, одним из стремлений автора было показать, что иногда страшное способны совершить абсолютно нормальные по природе люди, оказавшись в определённой ситуации с определённой долей отчаяния и решимости. Они не хладнокровные маньяки с повёрнутым сознанием, но на какой-то момент становятся настолько одержимы, что воплощают задуманное, и в этот миг в их голове нет ничего кроме одной мысли и одной цели. И зачастую их преступления столь же жестоки, как у тех, кто постоянно одержим жаждой убивать.

    18
    1K