Рецензия на книгу
Старик и море. Рассказы
Эрнест Хемингуэй
Аноним9 июля 2019 г.Иов 20 века.
Новый Иов 20 века в образе, созданного Нобелевским лауреатом Эрнестом Хемингуэем, рыбака Маноло в повести «Старик и море», выходит на берег Жизни, чтобы пуститься на встречу с символичным "левиафаном", образ которого берет свое начало еще в Библии.
Долгие недели Старик, в образе которого выступает человечество, не возвращается на берег с уловом. Его жалеет и помогает маленький мальчик, который только обучается рыбацкому делу. Старик верит, что ему должна попасться на крючок крупная рыба, какую еще никому не удалось выловить, и он живет только для достижения этой цели. В очередной раз, выходя в открытое море, он подальше отплывает от берега и наконец-то удача сопутствует ему и крупная рыба, которую мы и назовем левиафан, попадается на его наживку и начинается долгая и трудная борьба, по словам автора сравнимая с чувством, когда человека распинают.
Усилиями громадной воли и труда Старику удается вытянуть левиафана на поверхность и привязать к лодке, чтобы отплыть к берегу.
Попутно борьбе с левиафаном герой повести вспоминает яркие моменты из прошедшей жизни, когда ему еще было интересно, то время юности, когда он ходил на судне к далеким берегам и одерживал свои небольшие победы.
В 20 веке удача улыбнулась людям, и некий гуманный образ левиафана был как будто выловлен. Казалось, что смысл и направление в существование прогрессивного человечества были найдены. Однако, на пути к берегу лодку Старика настигают акулы. В образе хищных акул можно представить и различные человеконенавистнические философские системы, такие как экзистенциализм и ницшеанство, которые оторвали свои куски от левиафана и неудачные политические построения, такие как капитализм и коммунизм. Но самый большой кусок от левиафана оторвал конечно же фашизм. Он нанес такой сокрушительный удар по поиску смысла в жизни и вере в прогресс человечества, что отголосок ощущается и по сегодняшний день. Все разговоры об ужении символичного левиафана стали разбиваться только одним упоминанием об ужасах фашизма, которое творило передовое человечество добровольно и с энтузиазмом. Акулы вместе с левиафаном изглодали и само понятие о человеке.
Левиафан прибыл на берег в виде останков, а Старик, ставящий перед собой сверхзадачу проиграл в этой битве. Величие и масштаб сражения несомненно достойны уважения и автор в конце повести возлагает надежду на мальчика, представителя молодого поколения, который воодушевленный примером Старика, отправиться в свое время уже в личный поход за левиафаном.
43,4K