Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Extremely Loud & Incredibly Close

Jonathan Safran Foer

  • Аватар пользователя
    GipsyBatsyGeek8 июля 2019 г.
    "Лучше бы я его не находил". - "Думал, что найдешь что-то другое?" - "Да нет". - "Что же тогда?" - "Я больше не смогу искать". Я увидел, что он не понял. "Пока я искал, мне казалось, что папа где-то поблизости". - "Он всегда будет где-то поблизости". Я знал правду. "Нет".

    Эта книга повсюду. Я клянусь, у меня вся лента в контакте ею забита, как будто сам Фоер смотрит на меня осуждающе и заставляет уже прочитать её.
    Ну, прочитала. Ну, грустно. Наверно. Потому что меня не впечатлило.

    История рассказывается от лица ребенка, Оскара, которому вроде бы девять, но этот момент мог от меня ускользнуть. /но точно не больше двенадцати/. Роман представляет собой несколько недель из жизни мальчика, которые он посвящает своеобразному квесту по поиску замка, открываемого маленьким ключиком, который он нашел в кабинете отца, погибшего в теракте 11 сентября. Искать он будет по всему Нью-Йорку, попутно встречая кучу людей со своими личными драмами. Его своеобразное повествование изредка перемежается с дневником его бабушки, которая описывает свою жизнь, и письмами деда на ту же тему.

    В целом, я вообще-то такие лирические книги о принятии смертей люблю, поскольку мне нравится тонкий психологизм внутренних переживаний персонажей. И показать подобное у автора получилось, но у книги есть существенный недостаток - Оскар слишком сложно излагает.

    Да, он ребенок, да, мы знаем, что в большинстве своем у детей в голове клубок из мыслей на самые различные темы, поскольку ребенок не умеет концентрироваться на повествовании. Но тут прямо ни в какие ворота не лезет. Книгу буквально невозможно читать, потому что текст не воспринимается. Разум Оскара скачет от страданий к другим героям, потом от них к свежим изобретательным идеям, потом снова к драме, и так в произвольном порядке. Читатель не успевает адаптироваться к скачкам, потому что как только ты входишь в ритм мыслей ребенка, глава заканчивается, и начинается чей-нибудь дневник.
    К тому же, у Оскара странный мыслительный процесс: когда он думает о чем угодно - это детские выражения и построение текстов, но когда он думает о своих чувствах об отце и его смерти, язык магическим образом превращается в хорошо прописанные внутренние страдания вполне взрослого человека лет эдак пятнадцати-шестнадцати. Эту аномалию мне не понять, но, думаю, упомянуть стоило.

    Большим неудобством также является само построение текста - сплошняком, потоком слов без абзацного членения. Вкупе с тяжелым и громоздким повествованием просто хочется пожать мужественную руку тех, кто смог осилить роман. К некоторым писательским ходам есть вопросы, поскольку я не могу для себя решить, что это - гениальность или халтура. /но склоняюсь ко второму, поскольку бумагомарательство - это грех, надо беречь леса, а не выкидывать такие фортели/.

    Части, показывающие психологически важные моменты принятия разными людьми смерти отца Оскара, очень хорошие. Нет, правда, они сильные и трогают за душу. Но в остальном книга картонная: такое чувство, что автор стремился написать какой-то другой, изолированный мир. Поэтому все выглядит как-то кукольно и камерно, словно нас не приглашали и вообще, происходящее нас не касается.

    Поэтому роману поставлю 510. Его не понять, есть множество книг на эту тему, которые гораздо чувственнее и ярче.

    7
    514