Рецензия на книгу
Extremely Loud & Incredibly Close
Jonathan Safran Foer
GipsyBatsyGeek8 июля 2019 г."Лучше бы я его не находил". - "Думал, что найдешь что-то другое?" - "Да нет". - "Что же тогда?" - "Я больше не смогу искать". Я увидел, что он не понял. "Пока я искал, мне казалось, что папа где-то поблизости". - "Он всегда будет где-то поблизости". Я знал правду. "Нет".Эта книга повсюду. Я клянусь, у меня вся лента в контакте ею забита, как будто сам Фоер смотрит на меня осуждающе и заставляет уже прочитать её.
Ну, прочитала. Ну, грустно. Наверно. Потому что меня не впечатлило.История рассказывается от лица ребенка, Оскара, которому вроде бы девять, но этот момент мог от меня ускользнуть. /но точно не больше двенадцати/. Роман представляет собой несколько недель из жизни мальчика, которые он посвящает своеобразному квесту по поиску замка, открываемого маленьким ключиком, который он нашел в кабинете отца, погибшего в теракте 11 сентября. Искать он будет по всему Нью-Йорку, попутно встречая кучу людей со своими личными драмами. Его своеобразное повествование изредка перемежается с дневником его бабушки, которая описывает свою жизнь, и письмами деда на ту же тему.
В целом, я вообще-то такие лирические книги о принятии смертей люблю, поскольку мне нравится тонкий психологизм внутренних переживаний персонажей. И показать подобное у автора получилось, но у книги есть существенный недостаток - Оскар слишком сложно излагает.
Да, он ребенок, да, мы знаем, что в большинстве своем у детей в голове клубок из мыслей на самые различные темы, поскольку ребенок не умеет концентрироваться на повествовании. Но тут прямо ни в какие ворота не лезет. Книгу буквально невозможно читать, потому что текст не воспринимается. Разум Оскара скачет от страданий к другим героям, потом от них к свежим изобретательным идеям, потом снова к драме, и так в произвольном порядке. Читатель не успевает адаптироваться к скачкам, потому что как только ты входишь в ритм мыслей ребенка, глава заканчивается, и начинается чей-нибудь дневник.
К тому же, у Оскара странный мыслительный процесс: когда он думает о чем угодно - это детские выражения и построение текстов, но когда он думает о своих чувствах об отце и его смерти, язык магическим образом превращается в хорошо прописанные внутренние страдания вполне взрослого человека лет эдак пятнадцати-шестнадцати. Эту аномалию мне не понять, но, думаю, упомянуть стоило.Большим неудобством также является само построение текста - сплошняком, потоком слов без абзацного членения. Вкупе с тяжелым и громоздким повествованием просто хочется пожать мужественную руку тех, кто смог осилить роман. К некоторым писательским ходам есть вопросы, поскольку я не могу для себя решить, что это - гениальность или халтура. /но склоняюсь ко второму, поскольку бумагомарательство - это грех, надо беречь леса, а не выкидывать такие фортели/.
Части, показывающие психологически важные моменты принятия разными людьми смерти отца Оскара, очень хорошие. Нет, правда, они сильные и трогают за душу. Но в остальном книга картонная: такое чувство, что автор стремился написать какой-то другой, изолированный мир. Поэтому все выглядит как-то кукольно и камерно, словно нас не приглашали и вообще, происходящее нас не касается.
Поэтому роману поставлю 510. Его не понять, есть множество книг на эту тему, которые гораздо чувственнее и ярче.
7514