Рецензия на книгу
Прогулка верхом
Эдвард Лир
goramyshz4 июля 2019 г.Прогулка верхом на поэзии бесcмыслицы по детским фантазиям
Давайте сразу договоримся, под "Прогулками верхом" Эдварда Лира я подразумеваю его одноименный авторский сборник стихов для детей, где одним из самых интересных является также одноименное стихотворение. Не будем разбирать каждое стихотворение, хотя это было бы интересно. Эдвард Лир придумал целый жанр - поэзия бессмыслицы. Название говорит само за себя. Из наших сразу приходит на ум Даниил Хармс . И таки не напрасно приходит. Хармс был поклонником творчества Лира. Так же как и главный английский абсурдист Льюис Кэролл . Ну, поэзия бессмыслицы, бред какой-то, может сказать очень серьезный, с давно отыгранным детством в одном месте, взрослый человек. Но как же это нравится читателям детского возраста! Да и взрослый, читавший такие стихи в детстве, под налетом ностальгии, но все же находит для себя какой-то смысл в этой бессмыслице. Какой-то юмор сегодня не зайдет даже у детей. Например история из этого сборника про паренька, у которого кто-то объел пальцы ног. Вот сами посудите:
Он на ноги бросил испуганный взгляд,
Где было на каждой минуту назад
Пять розовых пальцев, уложенных в ряд,
И замер в тоске и тревоге,
Увидев беспалые ноги.И никто никогда не узнал -
И не сможет узнать, вероятно, -
Кто начисто пальцы ему обкорнал
Так быстро и так аккуратно:Акула, чьи зубы кинжала острей,
А может, русалка - жилица морей,
А может быть, краб или вобла
Насытились пальцами Поббла...Но это один стишок. Все же остальные детьми воспринимаются на ура. Абсурд или бессмыслица обретает какой-то смысл. Тут вспоминается теория о том, что стихи не сочиняются, а приходят откуда-то сверху, а значит, даже если ты пока не понимаешь смысла сочиненного или прочтенного стихотворения, он все-таки есть и, скорее всего, очень и очень глубокий. Говорят также, что с взрослением человек переходит из одного мира в другой. Детские писатели и поэты, получается, существуют сразу в двух мирах, они не утратили связь с миром своего детства. А хороший детский писатель или поэт еще и способен погружать совсем повзрослевших взрослых в детство, силой своего художественного слова. К великому сожалению, очень многие современные писатели, сочиняющие "произведения для детей" про добрых вампиров или мертвецов, заполонили прилавки книжных магазинов. Очень важно своим детям читать правильные детские книги. Эдварда Лира я бы совершенно спокойно рекомендовал всем родителям. Детям рекомендовать до какого-то периода бесполезно, но важно навязывать, вести борьбу с наступающей литературной атакой воспевания неправильных вещей и взглядов. Кстати, стоит только начать читать самому раскапризному и испорченному ребенку настоящую классику детской литературы, и дальше уже не надо ничего навязывать, он сам захочет приобщиться к ней.
Конечно, когда мы говорим о замечательных детских писателях/поэтах, всегда в один ряд с ними надо ставить переводчиков. Плохой перевод может испортить любую классику. На просторах рунета есть целый сайт посвященный произведениям Эдварда Лира, где под каждым стихотворением указана фамилия переводчика, а в лимериках "Книга Нонсенса" вместе с оригиналом показано еще 4 варианта перевода, естественно, все хорошие.
Что же касается этого сборника, он является безусловной классикой. Мне больше прочих понравилось стихотворение, название которого было взято для всего сборника, в котором на прогулку верхом отправились щипцы для конфет и щипцы для орехов.27573