Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Золотой человек

Мор Йокаи

  • Аватар пользователя
    Аноним1 июля 2019 г.

    Особая манера письма Мора Йокаи с акцентом на интенсивную изобразительность, с метафорическим стилем изложения и громоздкими словесными оборотами, прямо скажем, не способствует быстрому и комфортному чтению "Золотого человека". А ведь в основе романа лежит весьма и весьма захватывающая история об утраченном сокровище, "ничейном острове", малодушии одних, стойкости и силе духа других и случайно обретённом богатстве, которое не принесло своему владельцу счастья. Настоящий приключенческий роман, в котором нашлось место и романтической любви, и коварству, и запутанным интригам, и разоблачениям.

    В то же время "Золотого человека" можно уверенно назвать образцом психологической прозы: в центре внимания автора - внутренняя жизнь героев (их мысли, чувства, переживания, мотивы поступков), для которой бурные внешние события служат лишь фоном, экраном для проекции душевных состояний. Повествование сосредоточено на Михае Тимаре, "золотом человеке". Шкипер сухогруза Михай оказывается в ситуации, когда возможна реализация всех жизненных возможностей обычного человека: в работе, любви (и отцовстве), общественной жизни, благотворительности (именно осуществление героем перечисленных возможностей - с переменным успехом - и описывает Йокаи)... А предоставило такие возможности Тимару огромное состояние, оказавшееся в его руках отчасти случайно, отчасти благодаря личным качествам и собственным усилиям героя. Тимар сумел достойно распорядиться неожиданным богатством, не изменил себе и не подвел других, но его мучает совесть: богатство принадлежит не ему, и настоящий владелец герою известен. Но сделанный когда-то выбор не так-то легко изменить...

    Ретроспективно "Золотой человек" кажется романом компромиссным - слишком он острожный и в сюжетных поворотах, и в идейном содержании, слишком соответствует "стандартным" читательским ожиданиям . Столько событий произошло в жизни Михая Тимара, хватило бы на десять литературных героев или тридцать реальных людей, а в результате - ничего. Только круг замкнулся. Порочный?

    22
    1K