Рецензия на книгу
A General Theory of Oblivion
José Eduardo Agualusa
Аноним1 июля 2019 г."В этом доме мои уста - на каждой стене"
Захватывающая история, кое-где основанная на реальных событиях - главная героиня Луду действительно существовала и действительно тридцать лет прожила затворницей в квартире зятя в кондоминиуме в Луанде. Другие герои книги образы скорее собирательные, но вполне жизненные в новорожденной стране, до этого четыреста лет находившейся в колониальной зависимости.
В 1974 году в Португалии произошла "революция гвоздик", вследствие которой фашистский режим Салазара пал, а всем колониям Португалия дала независимость. Одной из них была Ангола, большая страна в Южной Африке, в которой сразу после обретения независимости началась кровавая гражданская война, продлившаяся долгих 27 лет. До сих пор в стране множество неразорвавшихся противопехотных мин, ну и политическая ситуация аховая, только в прошлом году смогли спихнуть с президентского поста душ Сантуша, который бессменно руководил страной 38 лет, и отодвинуть от кормушки его детей - руководившую национальной нефтяной компанией "Сонангол" богатейшую женщину Африки дочь Изабель и руководителя суверенного фонда, куда стекались все поступавшие в бюджет деньги от продажи нефти, сына Жузе Филомену.
В книге же эти громкие события лишь фон для Луду, которая после революции и исчезновения зятя и сестры забаррикадировалась в квартире, куда до этого несколько месяцев все белые друзья сносили припасы на случай войны. В компании овчарки по имени Призрак она прожила в этой квартире много лет, выращивая на террасе овощи, собирая дождевую воду, ловя голубей. Потом и собаки не стало, как и мебели, паркета и книг, пошедших на растопку в холодное время года. А параллельно разворачивались судьбы других людей, которые автор искусно переплел друг с другом: сотрудника госбезопасности, журналиста, санитара, повстанца, мальчика-сироты, мальчишек-хулиганов с улиц Луанды и даже потерянной дочери... Все они на протяжении этих лет так или иначе встречались, одни были палачами, другие жертвами, среди рек крови расцветала и романтическая любовь а-ля Ромео и Джульетта, и вершились низкие дела вроде заказных убийств, и бриллианты, эти дико переоцененные камешки, становились причиной жизни и смерти...
Роман поэтичный, вставки из записей Луду на стенах квартиры украшали повествование. Но вместе с тем он очень кинематографичный (что неудивительно, т.к. изначально задумывался автором как сценарий к фильму). Маленький, но насколько же полный глубины и человечности.
34596