Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Three-Body Problem

Cixin Liu

  • Аватар пользователя
    Аноним26 июня 2019 г.

    Слишком человеческое

    Все романы о внеземных цивилизациях страдают одним и тем же недостатком: они написаны людьми и поэтому все самые фантастические образы, в них встречающиеся, в основе своей скучно антропоморфны. Да, человек не может представить себе, как выглядит Вселенная с "нечеловеческой" точки зрения. Да, в человеческом сознании не могут возникнуть образы, не являющиеся отражением окружающей нас действительности. И я бы не стала останавливаться на столь очевидных фактах, если бы в послесловии автор не признался, что обладает "особым талантом: масштабы и сущности, выходящие за пределы чувственного восприятия человека", в его сознании "обретают конкретные формы". Мне же представляется, что для достижения той цели, которую ставил перед собой Лю Цысинь в "Задаче трех тел", ему пригодились бы не сверхчеловеческие способности "потрогать и пощупать" квантовые струны, а "новые" образы для описания нашего восприятия физического мира.

    Впрочем, если бы такие образы и возникли в воображении Лю Цысиня, вряд ли он смог бы описать их словами. К сожалению, автор "Задачи трех тел" совершенно не умеет рассказывать истории. Возможно, это главный недостаток настоящего романа как художественного произведения. Безликие одномерные герои, примитивно-беспомощные диалоги, резкие, неумелые переходы от одного эпизода к другому, слабая композиция... Все это плохо сказывается на сюжете. Во-первых, не ясно, почему сюжетов два: первый представляет собой очерк истории концепций Вселенной со времен зарождения научной мысли до наших дней с небольшим "выступлением" в будущее (история рассказана через сюжет компьютерной игры), второй - встреча людей с внеземной цивилизацией. Оба сюжета, по понятным причинам, китаецентричны: и поиски "ключей" к устройству Вселенной ведут китайцы, хотя и используют для этого имена Ньютона, Лейбница и Коперника, и сам контакт происходит в Китае. Во-вторых, инопланетная цивилизация (Трисолярис) и существующие там формы жизни, социальные отношения и политическое устройство оказываются сконструированными по "земным законам" и, как следствие, слишком узнаваемы и банальны (и снова похожи на китайские).

    Но если с неуклюжим сюжетом я могу смириться, тем более, что некоторые эпизоды романа читать достаточно интересно, то главную идею Лю Цысиня принять сложно.


    Я всегда чувствовал, что внеземной разум будет для человечества самым большим источником неуверенности в завтрашнем дне... следует быть постоянно настороже, быть готовыми к тому, что у Иных будут самые злостные намерения.

    По сути, гуманизм Лю Цысиня (а это гуманизм в буквальном смысле слова) есть национализм планетного уровня: он утверждает превосходство человечества над инопланетными цивилизациями. Подобная идеология "двух миров", высшего и низшего, основанная на убеждении в превосходстве (большей ценности) одной разумной жизни над другой, мне кажется в корне неправильной.

    Но наибольшее недоумение вызвал финал романа. Отвлечемся на секунду от удивительно высокой оценки человеческой цивилизации трисолярианцами: все-таки насекомые - достаточно высокоорганизованная форма материи, сами себя мы считает тростником или плесенью. Но с точки зрения здравого смысла, вам когда-нибудь приходило в голову объяснять насекомым, что они насекомые?

    37
    1K