Рецензия на книгу
Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес
Margarita3225 июня 2019 г.Тот, кто любит одиночество, либо дикий зверь, либо Господь Бог. с.Ф.Бэкон.
Роман рассказывает нам историю семьи Буэндиа и маленького городка Макондо – от создания до разрушения, - на протяжении примерно 100 лет.
Впервые я прочитала этот роман, наверно, лет в 20 и он вообще никак меня не зацепил. Мне было легко читать, стиль и слог автора на 100% мой, но единственное, что я могла о нем сказать внятного уже через месяц после прочтения, что это семейная сага с очень большим количеством действующих лиц и половину персонажей зовут одинаково. Прочитав роман еще раз сейчас, через 12 лет, я понимаю, что тогда просто было слишком рано для него. Единственная проблема состоит в том, что я практически не представляю КАК можно рецензировать эту книгу. Ее можно пропустить через себя, но объяснить, что же в ней такого вряд ли получится. Некоторые издания на обложке оформлены картиной Иеронима Босха «Святой Иоанн Креститель в пустыне» и это самое правильное решение. На мой взгляд, ничего так не напоминает друг друга как полотна Босха и «Сто лет одиночества». И то, и другое вызывает в тебе много противоречивых чувств, но ты не можешь их сколько-нибудь ясно сформулировать.
Роман написан в стиле магического реализма и тут трех вариантов не дано: вам либо нравится это, либо вызывает полнейшее недоумение и как следствие отторжение. Вполне обыденная реальность соседствует с чудесными и необъяснимыми вещами (например, вознесение Ремедиос Прекрасной), но героями всё происходящее воспринимается как должное. Своей невозмутимостью они через некоторое время заражают и тебя и ты уже не видишь ничего странного в происходящем.
Не смотря на то, что повествование, по сути, состоит из многих эпизодов, сюжетов – больших и маленьких – это нисколько не мешает восприятию, скорее наоборот, ты просто плывешь по истории как по реке. Автор весьма пренебрежительно относится к временным рамкам и очень редко указывает на сроки событий, что поддерживает эффект плавности повествования. Мне кажется, что пытаться понять этот роман логикой не имеет смысла, потому что как минимум наполовину это сказка, миф и далеко не всё здесь вытекает одно из другого следуя законом логики. На многие вопросы «Почему?» Габриэль Гарсиа Маркес ответит «Потому что». Потому что в сказочном мире нет причинной обусловленности.
Основная мысль, как я понимаю ее, заключается в том, что одиночество – это некая ущербность, невозможность полноценного существования. Род Буэндиа обречен на одиночество, что на сюжетном уровне мотивируется изначальным инцестом. Нарушители общечеловеческих норм обречены на гибель (здесь можно иметь ввиду и первую пару Урсулы Игуаран и Хосе Аркадио Буэндиа и последнюю - Аурелиано и Амаранты Урсулы).52,6K