Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ярмарка тщеславия

Уильям Теккерей

  • Аватар пользователя
    Аноним21 июня 2019 г.

    Как удачно выйти замуж и не только...

    Классический роман Теккерея, хотя и сложен к прочтению из-за обилия подробностей, описаний, умозрений и умозаключений, а также нудных поучений, которые, несмотря на саркастическую окраску, все-таки довольно умны, при этом остается интересным и актуальным. (Чувствуете влияние стилистики романа? А то!)

    В романе две главные героини. Мисс Ребекка Шарп, в замужестве миссис Родон (имя мужа) Кроули. И мисс Эмилия Седли, в замужестве миссис Джордж Осборн, а позднее - Уильям Доббин.
    Первая бедна, зато изобретательна, умна (хочешь жить - умей вертеться), предприимчива, талантлива, легко втирается в доверие к кому угодно (но так же легко это доверие теряет в силу своего характера и наклонностей), но при этом она довольно мерзкая и самолюбивая особа. Истинное дитя Высшего Света, в котором она, как рыба в воде - порождение Общества и Ярмарки Тщеславия.
    Вторая - тихая, скромная пай-девочка из обеспеченной семьи, добрая, великодушная, понимающая - и вообще само совершенство, если бы не одно "но" - она в упор не видит человека, влюбленного в нее, и эгоистично упивается своей самоотверженной влюбленностью в пьяницу и игрока Осборна.

    Обе героини на протяжении романа то попадают в высшие слои общества, вращаются в кругах богачей, то падают на самое дно. В то время, как одна взлетает, другая окунается в пучину - и наоборот, пока каждая из них не придет к своему хэппи энду. Почему так? Потому что сочувствия заслуживают обе.

    Первая, конечно, дрянь по отношению к Эмилии, чьего мужа она едва не отбила, собственному мужу Родону, которого она не хочет вызволить из долговой тюрьмы, и к своим благодетелям, которые ей помогают, она в итоге относится хуже некуда. НО! Учитывая, что Бекки с самого начала романа унижают все и всячески - под предлогом благодеяния ли, или в качестве назидания остальным, ее высмеивают за ее происхождение, макают в грязь, кричат ей "знай свое место" - учитывая это, ей сочувствуешь и даже прекрасно понимаешь, почему она выбирает путь любой ценой добраться до верхушки общества. И ее изобретательности, умению разбираться в людях, проницательности просто диву даешься и даже завидуешь. Но с другой стороны Ребекка совершенно не умеет сочувствовать и любить, поэтому мужчин она ни в грош не ставит, особенно если эти мужчины влюблены в нее по уши, она не испытывает ни к кому никакой благодарности и живет по принципу "сама за себя" - все в рамках воспитания Высшим Светом. Сына своего она совершенно не терпит, в отличие от "яжматери" Эмми. Несмотря на то, что автор пытается нас так или иначе от нее оттолкнуть, используя на полную катушку сарказм, он показывает, что Бекки ничем не отличается от окружающих ее снобов и пуритан - она из того же теста, так что почему бы ей тоже не получить свои крохи счастья? И поступок Бекки в финале - то, как она открывает глаза Эмми на ее "мужа-героя" - это первое и, пожалуй, последнее воистину доброе ее деяние.

    Что касается самой Эмми - она жертва от начала и до конца. И автор столько раз на этом акцентирует внимание, показывая, как она упивается и даже героически наслаждается своими испытаниями, страданиями, с каким смирением она принимает все лишения и оскорбления, что прямо аж сияет, получая их - прямо святая во плоти, что и ее образ начинает нам приедаться. Но Эмми, в отличии от Бекки, такая по сути, а не по уму. И влюбленный в нее Доббин только подтверждает это. Между тем, именно его наша святая-Эмми мучит больше всего, постоянно сравнивая его с Осборном, жужжа ему про почившего мужа, принимая его любовь и командуя им с какой-то собственнической радостью. Теккерей и на это указывает. И когда в финале мы видим, что Доббин и Эмми поженились, радуешься не за нее, а за Доббина, который наконец-то получил награду за свое бескорыстие и преданность.

    И вот тут самое главное - автор намеренно заявляет, что у него "роман без героя". Потому что положительного персонажа в романе НЕТ. Доббин, несмотря на свою преданность и любовь, эгоист. Все, что он делает, он делает, чтобы Эмилия его полюбила. И как только она ему говорит "нет" он уезжает. И больше с ней не соприкасается до тех пор, пока она сама униженно не напишет ему. Джордж Осборн вообще моральный урод - играет, пьет, тратит деньги отца, и готов спокойно бросить одну влюбленную в него девушку только потому, что не хочет терять деньги, а после, по настоянию друга на ней таки женившись, будет пилить друга, требовать с него деньги и заигрывать с Ребеккой, игнорируя и унижая жену. И самое ужасное в том, что это - почти норма поведения тогдашних молодых людей. Это Доббин исключение, а вовсе не Осборн. Потому что Джозеф Седли, брат Эмилии - точно такой же. Таков и Родон Кроули, который, однако, меняется в лучшую сторону, полюбив Ребекку (зря), а после став примерным отцом и братом. Однако даже его такой же примерный брат - вовсе не идеал при своем показном пуританстве, и тоже не прочь ухлестнуть за Ребеккой при живой жене, как до того его отец делал то же самое, хотя и при уже мертвых женах. В общем, тут и правда нет настоящих героев. Тут обычные люди.

    Ну и, напоследок. Если вы думаете, что это - всего лишь выдумка, или "дела давно минувших дней", вы ошибаетесь. Нет ничего нового под солнцем. На самом деле, все осталось таким же, как и было - Ярмарка Тщеславия не имеет конца. И Теккерей нам на это укажет не раз в своих отсылках к книгам, которые читают герои, операм, которые они слушают и смотрят, историческим событиям, в которых они участвуют - и в разговорах о том, другом, позднем времени, которое настанет. Ярмарка Тщеславия - это игра, в которую будут играть бесконечно. И это, увы, не утешает.

    5
    896