Рецензия на книгу
Искусство любить
Эрих Фромм
Аноним20 июня 2019 г.Почти не художественная литература
В свое время был в восторге от этой книги, поскольку юный ум искал чего-то свыше обывательского представления, была жажда рефлексии обыденных понятий, вроде "дружбы", "любви". Не говоря о столь приятных современному человеку пессимизме и упадничестве: говорить, что просвета нет, человек безнадежен, любовь и поэзия погибли, присутствующих в книге. Тогда захватила идея о том, что любовь это процесс, труд, и это оказало определенное влияние на отношение к людям и характер.
Однако, как бы красива и симпатична идея ни была, мы обязаны быть справедливыми и последовательными в критике: книга носит описательный и даже мистический характер. Фромм не поднимается в анализе уровнем выше неправомочных выводов о философских школах (с которыми по существу и боролся) и занимается исключительно поверхностным (хоть и поэтическим, высокопарным) описанием видов любви (не хватило любви к омлету или, например, к искусству). Если читатель не уйдет в саморазвитии дальше, то книга не принесет практической пользы, и окажет на людей различное влияние, зависимо от их мировоззрения на момент прочтения. Ведь научной она не является, объективное представление о чем-либо в умы не заносит.
Главной и серьезной ошибкой книги является скудное понимание автором человека, а следовательно и его проявлений в любви. С одной стороны, Фромм вроде бы отмечает разумность человеческого существа, с другой — уходит в около-религиозные трактования с примесями эмоциональных пассажей, тогда как, во-первых, человек развивается исторически и ему присущи формы любви зависящие от уровня развития культуры, от мировоззрения, во-вторых, эмоциональный слой тем больше зависит от мировоззрения, чем оно глубже и шире составляет личность. А брать застывшие и текущие формы и заниматься их описанием, классифицируя любовь на братскую-материнскую-половую-эгоистическую-божественную, очень недальновидно —филькина грамота.
Оценка 3/5 исключительно за то, что книга не несет ярко выраженного негатива и может послужить толчком рефлексии, самопознанию себя как человека. Однако читать следует осторожно и вдумчиво, отдавая отчет в том, что это больше художественная литература, нежели научная работа.
4715