Рецензия на книгу
Beauty is a Wound
Eka Kurniawan
Аноним20 июня 2019 г.Хотел ли индонезийский писатель Эка Курниаван сказать, что красота — это горе или это яркое название, привлекающее внимание читателей? Предполагаю, что огромный пласт смыслов, который автор вложил в эту книгу, не ясен читателю, мало знакомому с прошлым Индонезии и с гремучей смесью нескольких религий и языческих верований в этой стране.
Эту книгу часто сравнивают со «Cто лет одиночества» Маркеса и другими книгами, написанными в жанре «магический реализм». Истоки и корни этого жанра как раз таятся в этих самых народных языческих верованиях, где смешиваются явленный мир и мир снов или мир живых и мир мёртвых. Дэви Аю, встающая из могилы, где пролежала 21 год, кажется чем-то таким, что в здравом уме не придумаешь. Но для сознания индонезийца, даже не современного, а человека начала или середины XX века, это настолько же обыденно, как призрак умершего мужа за столом, призраки убитых коммунистов и исчезающие со скал возлюбленные. Мир живых и мир мёртвых в сознании такого человека расположены рядом и взаимопроникновение миров удивления не вызывает.
Также заметила, что книгу критикуют за большое количество жестокости, секса, похоти, фекалий, грязи. Сама особо ничего грязного не заметила, конечно, кроме бессмысленного убийства собак. А секс, похоть, убийства и жестокость характерны для человеческого существа. Это есть даже в тех странах, где развиты давние традиции гуманизма. Индонезия же успела побывать голландской колонией, затем находилась под японской оккупацией, чуть было не попала под власть голландцев опять, затем политическая нестабильность в стране, коммунисты боролись с националистами, а жизнь человеческая во времена великих потрясений стоит мало. Книга о бурных временах, оккупации и борьбе за власть сама получается жестокой. Получается — человек жил, а потом умер, точнее убили. А если призрак убитого садится ужинать за одним столом с семьёй — тут и начинается магический рализм.
Эка Курниаван рассказывает о жизни Дэви Аю, самой знаменитой проститутки Халимунды и каждой из её четырёх дочерей. Три дочери отличались не меньшей красотой, чем мать, а последняя родилась настолько уродливой, что люди разбегались, только увидев девушку. Не очень поняла, почему автор считает, что красота — это горе. Если смотреть на Дэви Аю и трёх старших дочерей, то сомневаюсь, что без этой красоты Дэви Аю смогла бы покорять мужчин в своём окружении и при этом быть ни от кого не зависимой. Сомневаюсь, что без красоты дочери Дэви Аю стали бы жёнами влиятельных в городе людей: военного Шоданхо, коммуниста Кливона и главного бандита Мамана Генденга. А обделённая красотой младшая дочь заперлась в доме, и если бы не влияние сверхъестественных событий, то участь девушки осталась бы печальной — одиночество, отрезанность от мира людей и жизнь, лишённая человеческих радостей. Автор говорит, что красота и внучке Дэви Аю, по имени Ренганис Прекрасная, не принесла счастья, но показывает другое — как проклятие прошлого, связанное с несправедливостью голландцев по отношению к коренным индонезийцам, до сих пор влияет на людей и в этой книге ведёт род Дэви Аю к гибели.
А с другой стороны, смерти в этой книге нет, у автора мир мёртвых даже становится плотнее и сильнее, чем мир живых. Из-за этого текст кажется липкой паутиной, читается легко, завлекает экзотикой и резкими поворотами сюжета, но происходящие события будто вращаются по спирали, череда рождений и смертей приносит страдание как красивым, так и не очень, прошлое влияет на будущее, а иногда прошлое само становится будущим. Создаётся эффект спутанной киноленты, кадры в беспорядке, а пьяный киномеханик меняет скорость прокручивания сюжетов, иногда время тянется, а иногда летит.
Сама не заметила, как книгу прочитала. Вроде бы погрузилась в неё, читала среди шума, в перерывах на работе, настолько текст вкусный и объёмный. А вынырнула и не поняла, что после этой книги остаётся. Прочитала биографию первого президента и национального героя Индонезии Сукарно. Думала о красоте, внешности, с автором не согласилась. Красота — желанный людьми старт в жизни человека, когда ее нет — будет больно. Кто сталкивался — поймёт, а остальным и не надо. Другое дело, что одной красоты и миловидности недостаточно для счастья, да и счастье возможно без красоты, потому что последняя — понятие относительное.
Но сказать, что красота — это горе не могу. Язык не поворачивается.5130