Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним14 июня 2019 г.Встретишь Будду – убей Будду (Риндзай)
Это история о красоте. Жил да был японский монах, и самой прекрасной, самой совершенной штукой в мире он считал Золотой храм. Восхищался им и готов был жизнь посвятить его служению. А потом взял, да и уничтожил то, что любил. Потому, что решил, что не только имеет право, а прямо-таки обязан совершить это "убийство".
Наблюдать за человеком на пути к идее, что разрушение принесёт ему счастье, что мир без Красоты будет гораздо лучше, - тяжело, но поучительно. Этого момента мне не хватало в «Преступлении и наказании»: подробного, выстраданного описания того, как Раскольников пришёл к мысли, что убийство — верный шаг. Мисима даёт читателю возможность понять болезненную логику героя. И то, что тот в финале не испытывает раскаянья.
Именно это, мне кажется, главное достоинство данного произведения. Оно позволяет, не соглашаясь с убийцей, не принимая его преступной правды, тем не менее, отдать должное силе его убеждения, глубине его страстей. Кажется, теперь я избавлена от «долга объективности», требующего от меня прочитать “Mein Kampf“.
(Кажется, Мисима не обиделся бы такому сравнению: сам же натолкнул меня на эту мысль, когда написал «Мой друг Гитлер»)
Почему же герою не дают покоя лавры Герострата? Можно было бы сделать очевидное предположение: уродство, заикание, раннее отчуждение от семьи привели к сбою нравственных ориентиров, а дружба с Касиваги, этим японским Растиньяком, стремление превзойти его цинизмом, привело к акту чудовищного разрушения. Менее очевидная, но всё-таки лежащая неглубоко идея: архитектурному памятнику «посчастливилось» стать символом импотенции героя, неким запрещающим образом истинного совершенства, которого не достичь. Расправа над объектом проводится «в медицинских целях». Наконец, мысль, которая лично мне нравится больше двух предыдущих, такова.
Герой — буддист, а значит, с младенчества привык внимательно наблюдать, размышлять над тем, что многим кажется очевидным: блеском снега, движением муравья и тому подобным. Протягиваешь руку, чтобы украсть цветок, и тот отодвигается! - это не порыв ветра, а внутренняя логика мироздания. Буддистский монах всё время проводит в размышлениях, в осознании информации, которую получает с помощью органов чувств. Он занят тем, что понимает мир и самого себя. Даос, например, храм никогда не сжёг бы!
Далее: «Нансэн убивает кошку», классический коан дзэн-буддизма, лигитимирует уничтожение того, чем желают обладать многие, в случае полного отсутствия смысла дзэн, связанного с данным объектом. Если герой совершенно уверен, что мир без Золотого храма — лучшее место для жизни (не будем забывать, что буддист сжёг не школу, не больницу и не общественный туалет, а именно буддистский храм!), значит, так тому и быть.
Я долго взвешивала все «за» и «против». Мой окончательный приговор таков. Если герой не безумен, значит, в его поступке есть доля справедливости. Однако он, увы, мог быть болен чем-то вроде «Синдрома Стендаля», что совершенно обесценивает его «решение».
Прочитав эту удивительную книгу, стала обладательницей замечательного набора цитат. В том заслуга и переводчика (Акунина). Вот как описывает герой насмешки школьных товарищей над его заиканием:
«Как ослепителен издевательский смех! Звонкий, по-детски жестокий хохот моих одноклассников всегда напоминал мне вспыхивающие на солнце стебли травы».Ненависть у Мисимы ассоциируется с огнём!
Описание полёта феникса на крыше Золотого храма поразил меня: так летают маленькие дети и некоторые восторженные тётки вроде меня:
«Птице не нужно никуда лететь – достаточно просто вытаращить глаза, расставить пошире крылья, развернуть перья хвоста, покрепче упереться сильными позолоченными ногами, и она уже в полете»-
Именно! Часто я ловлю себя на том, что ясным днём кружусь почти над шпилями нашей деревенской церквушки. Спохватываюсь и продолжаю свой полёт на пристойной высоте, примерно полусантиметре над землёй, почти незаметно.
Словом, книга совершенно гениальная, конечно. Каждое слово выводит из равновесия, заставляя восхищаться или страдать. Хотя оставляет неприятное послевкусие, некоторые эпизоды читать противно.
Очень, очень хотелось бы узнать, что думают мои друзья вот о чём: почему настоятель храма прочитал в день поражения Японии во Второй мировой войне именно этот коан, с котёнком? Согласны вы с мнением Касиваги?14677