Рецензия на книгу
Аничкина революция
Наталья Венкстерн
Hambone8 июня 2019 г.История о том, как глупая сирота-институтка переживала события революции.
Мне очень понравился стиль и язык Натальи Венкстерн. У нее получаются очень интересные, характерные персонажи, совсем не плоские и на удивление современные. Авторка интересно подмечает черты характеров, которые и сейчас встречаются довольно часто. Поручик приходит к учительнице, чтобы в приятной обстановке на халяву чайку с печеньицем попить и двигает сентенции о невероятной обслуживающей магии женщин:
- Да, женщины, - это совсем не то, что мужчины, - краснея, говорит Fraulein Клавдия.
- Вот я и говорю: совсем не то. В мужчинах нет этого чего-то особенного. В обществе женщин я чувствую себя как-то лучше. Угощают там, улыбаются - я это очень люблю...
Или пронырливый, угодливо-манипулирующий директор детдома, размещенного в здании бывшего женского института, старается всем понравиться, хорошо устроиться и не напрягаться по поводу проблем окружающих:
Было в Дмитрии Алексеевиче нечто благостное. К своей жизни он относился с тихим благословением, к жизни других - с беззлобной иронией.
Дмитрий Алексеевич чуждался резкий суждений и вообще не любил копаться в психологии и жизни ближних. Любил он простую, безобидную шутку, вызывающую не смех, а только улыбку. А улыбку ему хотелось Беспрерывно, сплошной улыбки. Поэтому Дмитрий Алексеевич выражал- Здрасте, пожалуйста! Наше вам без козырей! Мерсите! Барыни-сударыни! Телеграфнуть! Телефнуть!
Авторка ещё и очень неплохое чувство юмора демонстрирует. Подтрунивает она над всеми персонажами и персонажками своего романа. В "Аничкиной революции" вовсе нет персонажей, которым она бы симпатизировала. Даже главная героиня, Аня, по сути соответствует той характеристике, которую ей в самом начале дала подруга: "А ты дура". Сама по себе не особо умная Аня ("Отца своего я не знала - он умер за три года до моего рождения") получает никчемное пуританское образование в дамском институте из-за того, что её опекуну на неё наплевать. Собственно, он её выталкивает после института на панель, но Аничка зависает где-то между мирами: на панель она не может пойти потому, что не может противоречить модели романтической любви и благородной девы в своей голове, устроиться на хорошую должность она не может потому, что делать ничего не умеет, от голода не умирает потому, что худо-бедно при новой власти пристроилась.
Не особо удачные моменты. Авторка выстраивала-выстраивала образ дома №26, который вначале был институтом, а затем детдомом (кстати, вот он единственный положительный), а в конце скомкала и закончила не им, а письмами персонажа. Ну тут может моя личная проблема, что я решила, будто этим образом начали, им и закончить должны :) Финал открытый настолько, что вообще не понятно, что там дальше будет с Аничкой. Она с середины уже не развивалась, а только на один и те же грабли "романтики" наступала.
Я бы ещё чего-нибудь у Венкстерн почитала, но нашла только рассказы из серии "Читальня советской школы", против которых ничего не имею, но это не её истории, а художественные пересказы биографий и реальных историй.
5418