Рецензия на книгу
Повесть о любви и тьме
Амос Оз
Аноним7 июня 2019 г.Вырасти и стать книгой
Кажется, зря я взялся за эту книгу. Как был чужим для меня мир ивритской литературы, так и остался. Я ведь даже имена Жаботинского, Бен-Гуриона и Бегина знал только по наслышке, а остальные, упомянутые автором, даже не слышал. И вроде бы как раз - вот, почитай, узнаешь, наберешься знаний и пониманий, но нет. Ничего не узнал, ничего не понял. Вереница евреев прошла мимо меня без толку и смысла. Так и не запомнил, так и не оценил, даже вычленить никого не смог, и все эти писатели, поэты и философы слепились в одного великого мудрого еврея, защитника иврита и строителя Эрец-Израэля.
С самим героем/автором сложилась обратная ситуация. Из-за того, что Амос Оз постоянно начинает свой рассказ о детстве заново, часто повторяется и пересказывает уже рассказанное, про одни и те же временные отрезки рассказывает по-разному, у меня возникло ощущение, что речь идет о множестве амосов озов, примерно так с полдюжины.
Структурно похоже на Шум времени Мандельштама. Такая же литературоцентричность, такая же манера сыпать известными (не для меня, но это не проблема автора) именами вдоль и поперек. Оз также временами зачем-то повторяет то, что уже писал в другой главе, причем теми же словами, точь-в-точь, ходит по кругу, как будто не может вырваться за пределы гетто. Иногда так же обрывает главы внезапно, на полуслове. В принципе под конец стало понятно, что подобная спиралевидная структура книги намеренная, это схоже с элементами сказового слога и все авторское Детство. Отрочество. Израиль. это такой неэпичный эпос, этакая устарелла, если вспомнить Успенского, но подобное понимание никакой радости не доставляет.
Если б я знал, что это что-то вроде воспоминаний, я вообще читать не стал бы - мне было ужасно скучно несмотря на все старания автора, и в общем, это не его вина, это моя беда. Мне просто не за что было зацепиться, очень много евреев, еврей на еврее евреем погоняет, и важно, что вся эта еврейскость постоянно подчеркивается - это важнейшая особенность, важнейшая черта всех персонажей - то, что они все поголовно евреи, очень такие евреистые евреи и никак иначе. Я знаком с некоторыми опусами ивритской литературы, и там обычно все-таки пишут о сначала людях, и только потом - евреях. Здесь ровно наоборот. Не знаю, в чем причина - механизм защиты целого народа, особенности описываемого времени или уникальная черта Амоса Оза - но возникало ощущение, что я голый прям посреди хасидов у Стены плача или в Яд-ва-Шеме и все смотрят на меня с неодобрением, потому что я не обрезан и у меня нет пейсов.
Если честно, очень затянуто. Я страшно утомился уже где-то на трети и все подумывал, не бросить ли. Это не плохая книга и написана не плохо, но как-то похожа на сказку про белого бычка - автор заканчивает на каком-то месте и тут же начинает все пересказывать по новому, от другого лица, другими словами и в другом порядке, но все равно то же самое.
Конечно, все вышесказанное скорее попытка рационализировать свои эмоции и подвести под них какие-то якобы объективные причины. На самом деле мне просто было скучно. Немного я оживился, когда Оз стал вспоминать о Войне за независимость, но интерес быстро угас, ибо автор снова впрягся в колесницу бесконечных повторов уже сказанного.
272,2K