Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Моделирование бизнес-процессов. В 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры

Виктор Васильевич Крохин

  • Аватар пользователя
    Аноним6 июня 2019 г.

    Вода на воде

    Отзыв пишется по изданию: Каменнова, М. С. Моделирование бизнес-процессов. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 282 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05048-6.
    У меня не было ожиданий, что я найду хороший учебник по моделированию процессов — отчасти потому, что написать такой учебник чрезвычайно тяжело. При создании такого учебника необходимо соединить два очень разнородных фактора:
    1. Бизнес-процессы как дисциплина чрезвычайно сильно ориентирована на практическое применение. Т.е. человека надо обучить нотации бизнес-процесса, рассказать про декомпозицию, опробовать её на паре процессов, посадить человека за какую-либо программу (идеально, конечно, Aris), научить ей пользоваться — и пускай шарашит бизнес-кейсы по моделированию. Первые 10 надо будет смотреть внимательно — грубые ошибки будут неизбежны, но где-то к 30-му обычный студент освоит эту премудрость — а не слишком сообразительный к 50-му. Ну т.е. задача вовсе не научная, а, скорее, практическая — пускай сидит и набивает руку. Кстати, нас так учили математике — выучили что такое определенный интеграл — вот вам задачи с 16 по 248, сделать к следующей неделе. И ничего — первые штук 20 шли тяжко, потом уже легко, потом снова тяжко — где-то с сотой начинались всякие примеры с подвывертами, но к 200-му ты понимал, что рука набита по ним абсолютно идеально. То что называется «дриллинг» при изучении — неплохая, на самом деле, вещь, хотя и требующая больших усилий и грамотного наставничества;
    2. Бизнес-процессы очень сильно чувствительны к базовой профессиональной и научной культуре читателя. Например, декомпозировать процесс, условно, составления бухгалтерского баланса абсолютно невозможно человеку, который в принципе не умеет его составлять. Декомпозировать процесс производства, если ты не производственник — провальная задача. Да, можно брать процессы а-ля «коммуникация с клиентом» или «создание наряд-заказа» — с таким справится даже вчерашний студент. Но что там оптимизировать то — давно же все оптимизировано. А сложный процесс требует, чтоб за упоминавшийся Aris садился уже профессионал — а это значит, что надо всех методистов на работе обучать навыкам моделирования и оптимизации БП — но никакого «одного Васю» посадить за все процессы даже теоретически не удастся — компетенции не хватит.
    Вот и получается, что задача предстоит сложная, с очень неясным механизмом её решения в рамках книги. Как по мне, структура дисциплин по БП это 18/72 (до смены расписания по лекции, и постоянно по две пары лабораторных в неделю) — тогда какой-то результат будет. Теории там, объективно, очень мало.
    Авторы — что-то мы знаем только о руководителе авторского коллектива, госпоже Каменновой М.С. (некто Крохин В.В. представлен как «руководитель Управления Репозитория бизнес-процессов крупной российской компании» — к чему эта секретность с компанией, если честно, непонятно, если мы действительно верим, что компания крупная, а не «Шараш-Монтаж»; с Машковым И.В. все еще туманнее — «эксперт по управлению бизнес-процессами» — под такой характеристикой может скрываться даже студент) понимали это, но нужно было написать книгу, а, вернее, даже две книги — да не по реинжинирингу, а именно по моделированию (реинжиниринг тема намного более сложная, и требует привлечения дополнительных предметных областей). И они решили эту проблему с классическим для отечественного писателя приемом — «просто добавь воды».
    Первая глава «Императив процессов» — абсолютно чистейшая теория, состоящая из обрывков базового менеджмента (не менеджмента БП, а именно базового менеджмента), будто слизанная с какого-то учебника по основам управления (причем с глав, посвященных истории). Полезной информации, за исключением того, что БП существуют, они нужны, и надо бы чтоб они были хорошими — нет.
    Вторая глава «Бизнес-процессы. Основные определения» говорит сама за себя. 30 страниц катания по нёбу «что же такое БП». На самом деле это просто продолжение первой главы — подобное деление обусловлено тем, что издавать 1-ую часть из 4-х глав как-то совсем не комильфо. Всегда убивали авторы, которые на полном серьезе тратят драгоценную бумагу и леса (да-да, они возобновляемые, но все-равно жалко) на декларацию абсолютно прописных истин, что «хороший бизнес-процесс лучше чем плохой бизнес-процесс».
    Третья глава «Стратегический анализ бизнес-процессов». Я давно уже выступаю с инициативой слово «стратегический» писать со сноской «вода». Если вы говорите, например, об операционном менеджменте — вы должны будете говорить о конкретике. Если о стратегическом менеджменте — это всегда растекание мыслью по древу. Концепции, парадигмы, хорошо лучше чем плохо, одни ли мы во вселенной и прочее, идущее под пометкой «о звёздах». Наш пример не исключение — SWOT-анализ, дерево целей — все то, что вы найдете в 9000 учебников, что вам сможет объяснить абсолютно любой студент, и что уж точно нет никой необходимости изучать в третьей (!!!) главе специализированного (!!!) учебника.
    Апофеозом выступают советы по выбору процесса для оптимизации — так и представляю себе специалисты, который сидит за компьютером, слюнявит палец, поднимает его в воздух, чтоб по движениям ветра понять, какой же процесс он будет моделировать, дабы впоследствии оптимизировать. Стоит ли говорить, что в реальной деятельности такого не бывает от слова «вообще»?
    Четвертая глава «Моделирование бизнес-процессов». Наконец то доползли, вздохнете вы — и будете не правы. Авторы верны своей концепции «больше воды» — и начинают с того, что же такое моделирование, зачем нужно моделировать, что такое модель и пр. Из этой главы вы узнаете, что перед моделированием надо разработать «соглашение по моделированию», в котором прописать что и как вы будете моделировать.
    Все это дополняется «ценнейшими» советами.


    Стр. 160
    Часто ли вы видели такой варварский приём нагона? Это в главе про моделирование? Я — нет.

    Пока читал не мог отделаться от мысли, что пособие по сексу данных авторов в третьей главе будет содержать методические рекомендации по сборке кровати. А к 4-й, вместо обещанной темы, будет подробный разбор — где еще можно заниматься сексом помимо кровати.
    Пятая глава (и последняя в этой части) «Анализ бизнес-процессов». Какой анализ БП, спросите вы, если по моделированию еще ничего не ясно? А вот такой и анализ. Справедливости ради надо заметить, что здесь появляется хоть какая-то конкретика, и крохи полезной информации можно почеркнуть именно здесь — проблема в том, что это все-равно абстрактные теоретические знания, и выявить неявный информационный разрыв в процессе надо все-равно на практике, но никак не в теории. Составление процесса, в котором хорошо виден тот же разрыв и есть выявление его — а если вы не научились так составлять процессы, то по тому, что вы составите — ничего и не выявится. Будь я автором, я бы где-нибудь между 2 и 3-й главой сделал бы кусок про «логику» — ведь анализировать все-равно надо на основе логики? Она была бы здесь к месту. Но вот беда — сдирать сведения по теории и истории менеджмента можно много откуда, а вот по логике анализ БП просто неоткуда. Поэтому обойдемся без неё.
    В качестве вишенки на торте выступает тот факт, что авторы постоянно путают понятия «методология» и «методика», используя слово «методология» в значении «методика». Абсолютно «школьная» ошибка студентов, которую курсу ко второму в обычном ВУЗе выправляют. Авторы, к сожалению, видимо вообще не видят разницы. Ну и еще одна фишка — был обещан Aris. Дескать, must have, надо всем знать обязательно. Вот только что-то упоминаний о нем особых то и нет — приберегли, видать, для второй части. Читать я вторую часть не буду — хватит мне первой. Отдельная загадка, причем тут магистратура (учебник для неё рекомендован аж УМО ВО — я думал, они давно умерли. Впрочем, судя по всему, они и правда умерли) — здесь уровень не то что не магистратуры, но очень-очень средненького бакалавриата. Никакой проблемной ориентации в данном труде нет, чтоб можно было применять с магистрантами.
    Вот мое мнение в сжатой форме (не смог удержаться).


    Пользуйтесь смело — может у вас получится лучше, чем у авторов.

    Обычная вода с водой, выпущенная издательством Юрайт, которому стоило бы обратить внимание на качество издаваемого материала, и овеянная «славой» НИУ ВШЭ — надеюсь, авторам хоть заплатили за данный труд. Для освоения БП он абсолютно бесполезен, как пособие по теории менеджмента — тоже. Зачем оно? Не знаю.

    88
    1,1K