Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Список Шиндлера

Томас Кенилли

  • Аватар пользователя
    Аноним3 июня 2019 г.

    Широкая публика узнала об этой книге, верно стоявшей на редко прореживаемой покупателями полке исторической литературы, чему способствует ее документальный характер, только спустя почти десять лет после своего выхода лишь благодаря успеху одноименного фильма Стивена Спилберга, снятого мотивам романа. Однако даже самое сильное впечатление от художественного фильма или скорее, наоборот, вопреки этому сильному впечатлению желание познакомиться с литературным первоисточником не возникает: эта не та книга, для прочтения которой нужно вдохновение или спонтанная взбалмошная идея - в данном случае такое просто неуместно из-за возможности своего скорого рассеяния под тяжестью описываемых событий. Здесь требуется максимальная внутренняя собранность и сосредоточенность, ведь на ближайшие пятьсот страниц в голове ни разу не проскочит мысль хоть о какой-то доле развлекательной составляющей чтения этой книги...
    Пролог описывает один из многих вечеров осени 1943 года в концентрационном лагере Плачув неподалеку от Кракова, устраиваемых комендантом лагеря, склонным к драматизированию садистом, Амоном Гетом: обильный стол со сменой блюд, музыканты в смокингах, льющееся рекой спиртное - ничто, кажется, не намекает на идущие по всей Европе боевые действия, сотни тысяч убитых и полоненных и, уж конечно, о печах для сжигания людей. Вот только вся еда приготовлена служанкой-еврейкой, постоянно подвергаемой оскорблениям и избиениям от хозяина дома, музыканты - переодетые заключенные, жены и дети которых в это самое время жмутся друг к другу в бараке как и многие другие семьи, сохранившие свои составные части, а гости - офицеры немецкой армии, прославляющие идеи Гитлера о превосходстве арийской расы непосредственно истреблением всех остальных, недостойных жить с ними на одной земле, и промышленники ближайших фабрик и заводов, которые благодаря лагерю получили дешевую рабочую силу. Так было не всегда и появилось не за один день: ужас подступал медленно, будто незаметно, оставляя огромную надежду на лучшее, которая со временем растаяла быстрее, чем сливочное масло на огне. А началось все с захвата Кракова генералом Зигмундом Листом 6 сентября 1939 года. Через некоторое время сюда прибыл Оскар Шиндлер, еще молодой, но уже зрелый делец, который решил выкупить находящуюся на грани краха компанию "Рекорд" по выпуску эмалированной посуды. Тогда он еще не подозревал, как сильно этот шаг изменит его жизнь и жизнь тысячи двухсот евреев, которых ему удастся всеми самыми невообразимыми силами, конечно, не без помощи единомышленников и жадных до материальных лаг соотечественников, спасти от верной гибели...
    Сложно однозначно описать впечатление от этого непростого произведения, как минимум с той точки зрения, что для него даже жанр определить проблематично: то ли это биографический роман, но он слишком переполнен жизнеописанием самых разных людей, то ли просто документальный роман, но в нем реальные исторические факты тесно переплетаются с мифами и легендами, то ли своеобразный художественно обработанный эпос, который как раз и сложен народом в лице его отдельных представителей, а уж в описываемом героизме и сомневаться не приходиться, но только автором его выступила сама жизнь - самый лучший писатель, который способен так закрутить сюжет, что даже самый талантливый литератор не смог бы придумать что-то подобное. С другой стороны, книга вроде бы повествует об одном человеке, чье имя собственно и указано в заглавии, но о нем самом написаны буквально только пара глав на протяжении всего объемного текста, а все остальное место занимают истории бывших узников, их детей, жен, мужей, отцов и матерей, а также их сокровенные мысли, переживания и даже сны, но без всего этого рассказ об Оскаре Шиндлере мог и в принципе не состояться. И ещё одна причина неоднозначного отношения к данной книге - это, безусловно, описываемые события. Да, современный мир всё ещё становится свидетелем войн, вооруженных конфликтов и терактов, возможно, отчасти потому, что многие забыли или в принципе не знают о тех ужасах, которые пережил мир в прошлом веке. Но даже с учетом этого опыта и спустя огромное количество времени после произошедшего эти события прошлого не только потрясают до глубины души, а по-настоящему ужасают до мурашек, потому что невозможно представить, как-то объяснить гипертрофированную ненависть одних людей к другим просто по причине принадлежности к другой расе. Причем это чувство ненависти не ограничивается избиениями, травлей, заключением в плен и убийством: его масштабы огромны и перерастают в какие-то извращенные формы в виде сумочек из человеческой кожи, отрезанных волос для изготовления канатов, спонтанном выстреле во время утреннего завтрака на балконе - просто так. Именно эти аспекты лишают дара речи, попутно накрывая чувством стыда за ведение своего сомнительного по высоким моральным меркам существования. В то же время просыпается радость за падших смертью мучеников, которые не живут в настоящем пугающем со всех сторон мире, когда история начинает повторяться немного с другого ракурса.
    Такое же не в полной мере однозначное мнение составляется и о самой фигуре Оскара Шиндлера. Если отбросить все его ныне существующие регалии, полученные за деятельность, которую и благотворительной назвать кощунственно, она по-настоящему "жизнеспасительная", то перед читателем возникает образ вполне себе среднего бизнесмена, искренне привязанного к дорогим привычкам: выпивке, сигарам, качественным пальто и двубортным пиджакам, обожающего общество красивых женщин, неизменно щедро одариваемых подарками и личным вниманием, при том, что и дельцом он был сомнительным, ведь последующие его предприятия прогорели. Если бы не война, а точнее недюжинное желание Гитлера истребить несколько народов, он бы канул в Лету вместе со всеми не очень выдающимися промышленниками и остальными людьми, которые не попали в архивы истории или, хотя бы, в статью Википедии. Но его поведение и поступки в этот сложный момент вознесли его над многими другими такими же по одной лишь причине, что он просто не остался равнодушным, хотя по факту именно в то время именно в Европе на его месте любой другой остался бы равнодушен к происходящему, желая лишь набить свой собственный кошелек или следовать лозунгам национал-социалистической партии Германии. К чему это все?! С той лишь целью сказать, что его особого вида подвиг не был определен какими-то суперпацифистскими взглядами: жизнь Шиндлера была далека от праведной, отчего также, возможно, пострадали люди, только с тем исключением, что морально, а не физически. Он был простым человеком, на которого не давили собственные комплексы, если вообще таковые имелись, даже так простым счастливым человеком, ведь если человек по-настоящему счастлив, он абсолютно бескорыстно старается помочь свершиться счастью другого.

    Рекомендуется: в качестве индикатора гуманности и толерантности.
    Опасно: склонным к фрустрации и находящимся в постоянном поиске смысла жизни.

    0
    101