Рецензия на книгу
The Cuckoo's Calling
Robert Galbraith
RondaMisspoken3 июня 2019 г.Появление автора, чей дебют получает весьма положительные отзывы, начинает притягивать внимание к его персоне, порождая интерес к его происхождению, становлению и т.д. В данном случае благодаря развитию информационных технологий, вбив в поисковик имя Роберта Гэлбрейта, он незамедлительно выдаст фото Джоан Роулинг, сообщая тем самым о использовании псевдонима и ни разу не дебюте, разве что в жанровом отношении. После того, как узнаешь об авторстве создателя Гарри Поттера, отношение к книге естественным образом меняется, вот только сложно сказать, в какую именно сторону. В первую очередь, конечно, начинают посещать упаднические мысли о том, что можно даже не надеяться на достойно выдержанную серьезную детективную историю, которая точно обойдется без серийных маньяков и убийц. Но, с другой стороны, учитывая славу автора, ожидаешь какой-то большей проникновенности и тонко созданных психологических портретов. Но не стоит забывать, что это всего лишь некий эксперимент, недаром скрытый псевдонимом даже после обнародования соответствующей информации, и быть для его воздействия максимально открытым...
В морозную январскую ночь тихий элитный район Лондона был ослеплен множеством ярких вспышек фотокамер и оглушен воем полицейских сирен: известная топ-модель Лула Лэндри выпала с балкона собственной квартиры. Трагическая новость затмила собой все остальное и некоторое время не давала никому покоя: смерть девушки обрастала разными подробностями вечера накануне, тем не менее, в конечном итоге это было признано самоубийством, после чего весь ажиотаж вокруг истории схлынул, дав за непродолжительное время многим сделать на ней деньги. Однако не все остались согласны с вынесенным вердиктом... Спустя три месяца частного детектива Корморана Страйка, героя войны, посещают сразу несколько гостей: сначала теперь уже бывшая пассия Шарлота, располосовавшая ему лицо в собственном офисе, присланная агентством "Временные решения" на должность секретаря-референта Робин, несколько пострадавшая в ходе его маневра по предотвращению разрыва с любимой женщиной, но самое главное - первый за долгое время клиент с делом, посерьезней, чем подглядывание за блудливым мужем, и, в первую очередь, готовый платить, даже вперед. К едва сводящему концы с концами сыщику обратился адвокат, некий, Джон Бристоу: как оказалось, он был братом хорошего школьного друга Страйка, скоропостижно скончавшегося еще в юном возрасте, а кроме того, той самой фотомодели. Разбитому горем брату до сих пор не верится, что его обычно жизнерадостная сестра могла покончить с собой тем более из-за приписанной ссоры с молодым человеком, а проведенные им самим изыскания ни к чему не приводят. Больше стесненный обстоятельствами, чем по-настоящему заинтересованный делом Корморан соглашается начать расследование, совершенно не подозревая, куда оно его заведет...
Если рассматривать данное произведение с точки зрения выдержки жанра, то он являет собой классический детектив в духе Агаты Кристи, что-то из серии про Эркюля Пуаро и мисс Марпл, причем в данном случае это не комплимент и не оскорбление, скорее просто констатация факта. Он по-английски сдержан и спокоен: ни кучи трупов, ни натянутых нервов всех и вся, ни загадок от психически нестабильных преступников, но при этом и никаких дилемм перед главным героем, никаких погонь и перестрелок, никаких мнительных мыслей с подозрением всех и вся. Здесь всего лишь одно убийство одного человека, никак не привязанного к главному герою, чтобы требовать незамедлительной вендетты, с определенным относительно узким кругом подозреваемых - все стабильно и оттого несколько гнетуще. Единственная возможность как-то разбавить эту трясину появляется только уже непосредственно к самой развязке, когда начинается небольшая, но опасная потасовка, введенная больше с целью удержать внимание читателя, чем действительно необходимая с точки зрения сюжета. И естественно в рамках классического стиля вся история заканчивается детальным "разбором полетов" непосредственно перед убийцей с объяснением хода мыслей детектива, рассказом показаний свидетелей и, конечно, с выделением ошибок, допущенных "любителем". Только здесь подобный ход не совсем оправдан, так как, хотя большая часть рассуждений главного героя скрыта, по мере действия не лишенный логики читатель начинает догадываться о развязке: убийца, конечно, не дворецкий, но тоже не столь далеко уходит от идиомы "ищи, кому выгодно". Детектив в финальной речи только вносит некоторые штрихи, дополняющие целостную картину.
Сам главный герой вызывает какие-то странные смешанные чувства. С одной стороны, он не вызывает достаточной симпатии, потому что сам по себе весьма закрытая личность, не особо идущая на контакт с окружающим миром, в том числе и с собственными читателями, не посвящая в свои мысли. С другой, нет к нему и жесткой антипатии как к какой-то антисоциальной личности с зашкаливающим уровнем эго на фоне специфики рода деятельности. Настоящей загадкой остается то, действительно ли он изначально таким задумывался либо просто так получилось. Ведь на себя обращает внимание более детальное описание, даже в мимолетных словосочетаниях, чувств и эмоций новоявленной помощницы, чем мужчины, на котором должно сосредоточиться все внимание. Такая параллель обманчиво создает впечатление замкнутости героя и отсутствия у него эмоциональных привязанностей. Не ускользает от читателя и детализирование облика героев особенно в одежде, что, конечно, добавляет баллы к внимательности детектива, но больше все-таки соответствует представительницам прекрасного пола. Как итог, ощущение, что чего-то не хватает: остроты, динамики, которые могли бы достойно перевести классический детектив в новую эпоху, сохранив при этом его лучшие качества.Рекомендуется: когда перечитал всю Агату Кристи.
Опасно: при жажде крови и постоянного напряжения.1151