Рецензия на книгу
Загадочное ночное убийство собаки
Марк Хэддон
Аноним3 июня 2019 г.вообще-то это отзыв))
На дворе 21 век, и слава Богу. Терпимость, инклюзия, гуманизм – сегодня эти понятия непросто развиваются в работах философов, а становятся фундаментом дальнейшего развития человеческих ценностей, в конце-концов, повседневностью. Наша терпимость к гомосексуализму, разводы в семьях(во времена молодости моей мамы для мужчины жениться повторно было непросто, так сказать, а выйти замуж для женщины с ребенком уж тем более), абсолютно спокойная сексуальная половая жизнь вне брака – все стало привычным, нормальным, никого на кострах не жгут, не предают анафеме, даже церкви стали, в какой-то степени, терпимее друг другу: им стало хватать места иногда даже в одном государстве. Стало безопасным заявлять о себе миру, говорить о том, что ты не такой, как все и при этом не чувствуешь себя в чем-то хуже других. Границы маргинальности стали размыты.
Не только космонавты, сегодня все хотят чувствовать себя умными, красивыми и значимыми. И прекрасно. На улицах все чаще появляются люди в колясках, в театре, на концертах можно встретить странно ведущих себя людей с сопровождением, появляются законы, защищающие права «особых» людей. И, в конце концов, мы стали понимать, что судьба штука прихотливая, и никто не может защитить себя и своих близких от ее капризов.
Особые люди – особая тема в современном обществе, острая, неудобная, некрасивая. Хотим мы того или нет, но избежать так или иначе ее не удастся. Ведь мы же люди: мы культурные, мы гуманные, мы цивилизованные, мы кормим бездомных кошечек, мы принимаем инакомыслие, мы громко говорим о любви к ближнему, строим пандусы для «колясочников» и принимаем законы об инклюзивном образовании. Хочешь - не хочешь, а говорить об этом необходимо. И благо, сегодня есть такая возможность: интернет, телевидение, ток-шоу, кино, литература. Уже не мало отснято фильмов с сюжетами о жизни инвалидов, ставятся пьесы, размышляет и развивает тему «особых людей» художественное искусство, литература, беседы ведутся в на уроках с детьми и т.д.
«Загадочное ночное убийство собаки», первое произведение Марка Хеддона написанное для взрослых, также рекомендуемое для детского и юношеского чтения, представляет эту острую тему – тему «особого» детства и «особой» жизни.
Сюжет повести поднимает несколько философско-религиозных тем, а также затрагивает проблемы людей с ментальными нарушениями, трудности связанные с восприятием таких людей окружающими, с пониманием мотивов их, порой, странного и пугающего поведения. Главный герой - Кристофер Бун - пятнадцатилетний подросток, страдающий нарушениями психики (скорее всего это нарушения аутичного спектра), расследующий убийство соседской собаки, записывает результаты своих размышлений и выводов, в так называемую, книгу-дневник по совету психолога Шивон. В ходе своего маленького расследования мальчик раскрывает другие несвязанные между собой проблемы. Совершая почти подвиг, побеждая свой недуг - преодолевает собственные страхи.
Марку Хэддону хорошо удалось передать эмоциональные состояния внутренних переживаний своего героя, этому способствовало еще то, что автор не понаслышке сталкивался жизни с детьми-инвалидами(в молодости Марк Хэддон служил волонтером в организации по работе с «особыми детьми», с умственно-отсталыми в том числе). Ход мыслей, логика поступков, объяснение реакций на окружающий мир – все это очень картинно, детально и правдоподобно описано в книге.
«Загадочное ночное убийство собаки» действительно может оказаться полезным даже, как путеводитель в мир и проблемы людей с ментальными нарушениями. Хорошо обрисованы беды и трудности членов семьи, в которой есть больной ребенок: это помимо материальных затрат, еще и одиночество, общественное мнение, непонимание, внутренние страхи, само бремя ухода за больным человеком – это очень тяжелый крест. Ты не едешь куда хочешь или когда хочешь в отпуск, не можешь пойти на вечеринку, построить как тебе надо личную жизнь. Родители главного героя больше не любят друг друга, не хотят вместе жить, но беда-то не в этом, а в том, что их партнерам не нужны проблемы связанные с больным сыном. Это эмоционально очень тяжело осознавать, что твое единственное дитя, по большому счету, мертво для обычной и, казалось бы, полноценной жизни – для большинства окружающих он, как никому ненужный балласт, как какое-то препятствие, непонятный, странный, чужой – все это очень сложно принять как данность, как реальность от которой не убежать и не скрыться.
Очень хорошо прорисована психология отношений окружающих и близких людей к главному герою, друг к другу, внутренние противоречия, страхи. Я бы сказала, изображение бесстрастное, глубокое и от того пугающее.
Кроме насущных проблем быта семьи людей-инвалидов, в произведении идет глубокая и интересная постановка философского вопроса о принятии страдания и мысли о смерти как, своего рода, должное принятие учения Христа: в руках куратора преподобного Питерса книга Дитриха Бонхёффера «Цена ученичества», одна из основных мысль которой заключается в следующем: «Когда Христос призывает человека, Он приглашает его придти и умереть. Это может быть смерть, подобная той, которую пережили первые ученики – они вынуждены были покинуть свой дом и трудиться для Него, а может это была смерть подобная той, которую пережил Лютер, когда он вынужден был покинуть монастырь и отправиться в мир. Но в каждом случае, это одна и та же смерть... На самом деле, каждое повеление Иисуса является призывом умереть вместе со всеми своими страстями и похотями... Каждый день мы сталкиваемся с новыми искушениями, и каждый день мы должны снова страдать ради Иисуса Христа. Раны и шрамы, получаемые [нами] в [сражении], являются живым подтверждением нашего участия в кресте нашего Господа... Страдание, в таком случае, является отличительным знаком истинного ученичества. Ученик не выше своего учителя. Следование за Христом означает passio passiva – должное страдание. Поэтому Лютер мог отнести страдание к признакам истинной Церкви. Поэтому в предварительных материалах к Аугсбургскому исповеданию Церковь была определена как община тех, ‘кто гоним и терпит мученичество ради Евангелия’. Кто не хочет взять свой крест, отдать жизнь страданию и отверженности, тот теряет общность с Христом, тот уже не идет вслед... Деяния первых христианских мучеников свидетельствуют, что Христос преображал для своих верных миг предельной муки в неописуемую уверенность в близости к Нему и общности с Ним. Так посреди самой страшной муки, которую они терпели ради своего Господа, им доставалась высшая радость и блаженство общности с Ним. Несение креста оказывалось для них единственным преодолением страдания. Но так и со всеми, кто идет за Христом, ибо так было и с Ним самим... Крест возложен на каждого христианина. Первым страданием, которое должен пережить каждый христианин, является призыв отказаться от привязанности к этому миру. Это умирание ветхого человека, являющееся результатом его встречи со Христом. Когда мы [начинаем становиться учениками], мы отдаем себя Христу в единении с Его смертью – мы отдаем свою жизнь на смерть. Так это начинается; крест... встречает нас у начала нашего общения со Христом. Когда Христос призывает человека, Он приглашает его придти и умереть" (Dietrich Bonhoeffer, The Cost of Discipleship, с. 99-101).
Т.е. мало признать, мало испытывать боль и страдания, надо принять их с радостью. Кристфер – Христос – едет к своей матери – как спаситель ее же души. И тут-то вопрос всплывает не только как философский, но и социальный, кто кому еще больше нужен? Мало молиться и верить Христу: если вы его по-настоящему любите и принимаете Его учения, вы разделите его учесть на кресте, как и положено ученикам.
Книга Хэддона своеобразный призыв нашей толерантной браваде, нашей богобоязненной религиозности – любите Христа так следуйте тому, что Он завещал, все сказано две тысячи лет назад.
Крутой вопрос к нашей нравственности: а как поступил бы ты?1334