Рецензия на книгу
Beauty is a Wound
Eka Kurniawan
Аноним3 июня 2019 г.Такова ли Азия: яркая обложка, а внутри море телесности (бордель и дом самой уважаемой в городе проститутки - основные места действия), физического и сексуального насилия, бешеных собак и младенцев, которые то окажутся съеденными этими самыми собаками, ведь кости у них ещё мягкие, то просто истаят в воздухе? На самом деле, это все отсылки к балийской мифологии. Вот в греческих мифах мы ведь читаем, как Кронос съел своих детей, да и многие знакомы с полотном Франциско Гойи на эту тему, - вряд ли вы испытываете невыносимые терзания. Так же я старалась воспринимать и самобытность данной книги, благо, несмотря на реальные временные привязки, она опутана колдовством. В конце концов, я и выбрала ‘Красоту’ во многом потому, что не была ещё знакома с индонезийской литературой. Тем более, что это первый случай, когда индонезийский автор вошёл в лонглист Букера. Аналогично было с ‘Короткой и фантастической историей Оскара Вау’, - доминиканской прозой, в которой и телесности было не меньше. Так вот про исторические контексты: начинаем где-то между мировыми войнами, а заканчиваем ближе к 80-тым (здесь мой мозг немного искрил, потому что у меня родители 57го года рождения, и я пыталась проводить параллели; да и сложно ассоциировать азиатскую специфику, когда влюбляются в девочек 8 лет с тем, что, допустим, моя бабушка в это время была профессором в Менделеевском) Я, признаться, не особо разбиралась в нюансах Второй Мировой войны касательно Индонезии, но, оказалось, там тоже были концлагеря, только для голландцев, а позже для коммунистов (коммунисты и их призраки в книге играют отнюдь не последнюю роль, но зачем выносить столько серпов на обложку я не знаю). И войн было сразу ‘две’: японцы против голландцев и яванских партизан, яванские партизаны против японцев и голландцев. В общем, исторические вкрапления расширили мой кругозор. Что касается самого сюжета: он строится вокруг проклятия рода. И как любое азиатское проклятье в современных кинематографе и литературе, оно очень изворотливое и неизбежное. Баланс автором пойман, действительно, филигранно. Мало кто так убедителен в магическом реализме (разве что Маркес). Постепенно ты уже все беседы с духами, фатум и прочую эзотерику воспринимаешь как данность, символику. И при всём колорите и многообразии событий, понимаешь, что страсти, которые толкают людей на преступления, все равно везде одинаковы. Во всех живет жажду быть любимыми и она часто граничит с жестокостью. Начинается все (не считаю спойлером, так как это же написано в аннотации) с того, что Деви Аю, мать троих красавиц (зятья ее коммунист, бандюга и партизан) и одного чудища по имени Красота, встала из могилы, пришла домой и села за стол. Но не волнуйтесь, она не будет вести задушевных наставительных бесед. После ее возвращения книга строится хронологически от ее предков до этого зомби восстания. За это время вы и сможете разобраться, насколько согласны с автором: Красота - это горе.
7242