Рецензия на книгу
Под стеклянным колпаком
Силвия Плат
Аноним27 мая 2019 г."Для человека под стеклянным колпаком, бледного и обреченного на неподвижность, как мертвый младенец, дурным сном был весь мир."
Сильвия Плат - это имя стало практически синонимом трагической судьбы. Поэтесса и писательница получила Пулитцеровскую премию посмертно, в 1982 году - спустя почти 20 лет после ее самоубийства.
.
.
Роман оценивать очень трудно с учётом всего жизненного контекста Плат. Намного бы проще было, если бы он был художественным вымыслом. Но стеклянный колпак замыкается, героине нечем дышать и она предпринимает попытку самоубийства, что прямо перекликается с жизнью Плат на протяжении лета 1953-го года.
.
.
"Под стеклянным колпаком" стал для меня потоком сознания главной героини Эстер, которая, чувствуя себя в тупике, не зная, как поступать со своей жизнью дальше, постепенно входит в состояние тяжелой депрессии. Сначала звоночков немного, но они учащаются, суицидальные мысли появляются практически на каждой странице и занимают все сознание героини. Аналогично чувствовала себя и Плат - в то время, после возвращения из Нью-Йорка, она была истощена не только физически, но и интеллектуально, эмоционально, а творческая безвыходность, постоянное стремление к совершенству привели заболевание к апогею. Лечение было тяжёлым, но успешным, после чего творческое дарование Плат полностью проявило себя.
.
.
"Под стеклянным колпаком" интересен не только с автобиографической точки зрения - в нем во многом описываются предрассудки 50-х годов 20 века по отношению к женщинам, для которых единственным возможным сценарием жизни было замужество, рождение детей и ежедневные домашние хлопоты. Из-за стремления никогда не выходить замуж и не рожать детей, а полностью посвятить себя творчеству и карьере Эстер чувствует себя чужой в этом мире, что становится одним из отправных пунктов депрессии.
.
.
Оставлю вместо заключения цитату, которая практически точно описывает события романа: "я ощущала себя очень тихой и очень пустой - как мертвая точка торнадо, безропотно перемещающаяся с места на место посреди окружающего ее неистовства стихий".21836