Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

1793. История одного убийства

Никлас Натт-о-Даг

  • Аватар пользователя
    nastena031025 мая 2019 г.

    По такому Стокгольму я бы прогуляться не хотела...

    Я не спал, но и не бодрствовал. Мы проезжали места, казавшиеся мне знакомыми по странным видениям на холме. В канавах пенилась кровь, весь Стокгольм превратился в охотничьи угодья, где господа могут удовлетворить свои тайные желания, убивая все, к чему ни прикоснутся.

    Вот бывает, что стоит книге попасться на глаза и что-то тебя к ней прям тянет, и уже не важно, какие ей ставят оценки и что говорят друзья и знакомые, если книга меня манит, ничто не может помешать нам встретиться! А дальше уж как повезет, иногда чуйка дает сбой и многообещающая история оказывается проходной или вообще пшиком, а иногда прям хочется после прочтения эту самую чуйку по головке погладить, мол молодец, не подвела меня и в этот раз. Тут к моей большой радости как раз второй случай. А еще в очередной раз убедилась, что, если книга уже у меня в више и сомнений а точно ли я хочу ее читать не вызывает, в аннотацию заглядывать есть смысл только после прочтения. Вот, например, здесь у меня сложилось впечатление, что человек ее написавший не прочел ни единой страницы из книги, а ориентировался исключительно на название и заявленный жанр...

    Кстати, по поводу жанра, я бы не советовала читать книгу тем, кто жаждет получить от нее увлекательный и интригующий детектив. Нет, детективная линия тут есть, есть и преступление, и расследование, и шведские Холмс с Ватсоном, но все же я бы не сказала, что это основное в истории. Слишком много помимо этого ввел автор в свое повествование. Для меня это скорее исторический роман с детективным расследованием в качестве фона. И тут, мне кажется, то название, что дал ему автор точнее отражает его содержание. Писатель ограничился в названии лишь годом, тут и языка знать не надо, чтобы сравнить, а вот наши маркетологи уже прилепили к нему еще и историю одного убийства, ход в принципе понятный, уж слишком у многих такое название вызовет ассоциации с другой нашумевшей книгой, которую если вы и не читали и даже не видели экранизацию, то уж точно о ней слышали. В общем, очередной раз реклама двигатель торговли, только вот доверять ей сильно не стоит.

    Говоря об этой книге, в первую очередь, мне бы хотелось отдельно отметить строение романа. Автор ограничил свою историю жесткими временными рамками одного года, причем начал с осени, а потом пошел против часовой стрелки, чтобы в итоге все же завершить свою историю зимой. Но вне зависимости от описываемого времени года каждый раз он окунал меня в смрадную и затхлую атмосферу того времени. (Кстати, фиалкам точно смело идти мимо, физиологических подробностей полно). Вот никогда не жалела о том, когда именно я родилась, никогда не мечтала о пышных платьях, лакеях, юнкерах. И чем больше читаю о прошлом, вне зависимости классиков или наших современников, тем больше убеждаюсь в правильности своего мнения. Грязь, болезни, клопы, крысы, вши, ночные горшки, выливаемые прям из окон, полное отсутствие гигиены и нормальной медицинской помощи — и это отнюдь не привилегия сирых и убогих. В высших кругах воняло, судя по всему, не меньше, а то и поядреней, ведь сверху все это великолепие активно поливалось духами.

    А если еще отдельно присмотреться к положению женщин, то вообще атас. Вот в книге речь идет о жутком убийстве, такую долгую и мучительную смерть мне кажется не заслужил никто, это просто запредельная жестокость вне зависимости от личности убиенного, но при этом я не могу сказать, что именно это больше всего вызвало у меня негативных эмоций. Отдельные личности, которых смело можно назвать монстрами, были и будут всегда, стоит лишь вспомнить тех же маньяков 20 века, но это именно что отдельно взятые личности с явным нарушением психики, исключения, а не правило и все это понимают, осуждают, ужасаются и пытаются остановить их. Да, они пугают своими поступками, но далеко не так как то, что творит человечество, считая свои поступки и законы более чем нормальными.

    Прядильный дом, реально существовавшее место, где женщины, нарушившие (или не нарушившие, но за них некому было заступиться) закон должны были отбывать свое наказание. Место, по сравнению с которым, смертная казнь кажется милосердием. Место, где они медленно умирали от голода, холода и грубого обращения, гле начальники и стражники могли творить с ними что угодно и никто им и слова не мог сказать. Они могли насиловать, избивать до полусмерти и даже порой абсолютно безнаказанно убивать девочек, девушек, женщин и старух, оказавшихся в их лапах... Или вот еще одно историческое место в Стокгольме, бордель для привилегированных, для богатых, наделенных властью и уже пресытившихся всем. Тут же для них найдется извращение на любой вкус, вот тут можно ужаснуться гораздо больше от забав на которые общество смотрит сквозь пальцы, ведь сильным можно все...

    В общем, роману удалось меня зацепить совсем не тем, чем я ожидала, когда открывала его. Поначалу мне даже показалось чем-то похоже на любимый мною цикл о Мэтью Корбетте, другом детективе, расследующим преступления, отделенные от нас уже не одной сотней лет. Но тот все же явственнее относиться к детективному жанру, тут же реально больше исторического фона, хотя расследование конечно же имеет место быть. И начинается оно, когда однажды осенью из зловонных вод озера Фатбурен пьяному пальту Микелю Карделю пришлось вылавливать труп без рук, без ног, без глаз и без языка...


    — Я видел мир, господин Винге. Люди — изолгавшаяся нечисть, стая кровожадных волков, для которых ничего нет желанней, чем в своем ненасытном стремлении к власти разорвать ближнего на куски. И рабы ничуть не лучше своих хозяев, разве что послабее. Невинность остается невинностью, только пока у ее носителя не хватает смелости от нее избавиться.

    72
    1,7K