Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тристан и Изольда

Жозеф Бедье

  • Аватар пользователя
    Аноним24 мая 2019 г.

    Не знаю, насколько интересно было бы читать такие романы, но слушаются по пути на работу они прекрасно. Истории простые, мораль очевидна, но на фоне - кладезь информации о быте, морали и философии.

    Википедия говорит, что сказание возникло еще в восьмом веке, а прототипы героев могли жить и вовсе в пятом веке. Мне нравится думать о том, как легенда видоизменялась, переосмысливалась и дополнялась в течение веков. Наверное, в итоге этот роман имеет не так много общего с тем самым первым сказанием.

    После прочтения «Sapiens. Краткая история человечества» Юваль Ной Харари я пытаюсь на все смотреть сквозь призму цитаты:


    Чтобы по-настоящему понять, например, соседа, который ходит в мечеть на углу вашей улицы, не докапывайтесь до фундаментальных ценностей, дорогих сердцу каждого мусульманина, а ищите в исламской культуре «ловушку-22», те точки, где правила сталкиваются друг с другом и стандарты накреняются. Когда вы увидите, как мусульмане разрываются между двумя абсолютными императивами, тогда-то вы и начнете их понимать.

    В этом романе четко видно, как Тристан разрывается между верностью своему сюзерену и своим желанием свободной любви. Автор оправдывает преступную любовь магическим зельем, но при этом ни разу не относит ее к пороку или греху. Все оправдания Тристана и Изольды (в действительности изменившей королю), все их хитрости и уловки подаются как правильные вещи, а герои - как несчастные и безгрешные души. Наоборот, люди, пытавшиеся раскрыть их союз, называются предателями, которых непременно должен покарать Господь. То есть вассальская верность - это идеал средневекового общество, но любовь Тристана и Изольды (пусть оправданная магией) - новый идеал и критика старых устоев.

    Мечась между этими двумя огнями, герои то сбегают в лес и живут в счастье, то сдаются на милось своему сюзерену, совершают глупость за глупостью из-за ревности и своей противоречивости.

    На фоне происходит немногое:


    Добрые люди! Рассказчику, который хочет понравиться, пристало избегать слишком долгих повествований. Предмет этой повести так прекрасен и разнообразен, – к чему же удлинять рассказ?

    Так легким росчерком пера проходят годы, мало имеющие отношения к любви Тристана и Изольды. Но есть еще и бытовые моменты - религиозность, бесправное положение слуг, вера и боязнь магии, отличная от современной мораль. Все это интересно и временами нещадно противоречит современной мысли, в том и ценность.

    3
    1,2K