Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Таинственное происшествие в Стайлсе / The Mysterious Affair at Styles

Агата Кристи

  • Аватар пользователя
    missis-capitanova23 мая 2019 г.

    "... Ваш выход, месье Пуаро!.."

    - Пуаро, вы великолепны! - вырвалось у меня. - Должен признаться,
    что по поводу исписанного конверта у меня были
    совсем другие предположения.
    Он улыбнулся.

    • Вы даете слишком большую волю воображению.

    Оно хороший попутчик, но плохой проводник.
    Обычно правильным оказывается самое простое объяснение.

    Талантливому человеку никак не скрыть свой талант. Даже если речь идет о его ранних работах. Пусть даже они и не такие литературно отточенные как более поздние и именитые произведения, но талант в них налицо! Просто здесь он существует в виде большого, красивого, но еще пока неограненного драгоценного камня. Пройдет совсем немного времени и мы получим минерал небывалой красоты, который достоин украсить любое ювелирное изделие... "Таинственное происшествие в Стайлз" - это первый опубликованный роман несравненной Агаты Кристи и первая книга, на страницах которой мы встречаем эксцентричного Эркюля Пуаро.

    Мне никогда не приходила в голову идея читать цикл детективов леди Агаты в хронологической последовательности. Более того, я начала знакомство с ее творчеством с самых сильных работ - с "Десяти негритят" и "Убийства в Восточном экспрессе", поэтому многие прочитанные после книги казались на их фоне чуточку слабее. Но о литературном дебюте Агаты Кристи я с уверенностью могу сказать, что он очень даже неплох. В этой книге уже прослеживается та модель, по которой королева детектива в будущем будет строить свои сюжеты, способы и методы, с помощью которых ее сыщики будут докапываться до истины. В "Таинственном происшествии в Стайлз" наметанный читательский глаз, если не будет знать автора, без труда узнает почерк Агаты Кристи.

    Еще одним парадоксом моего чтения книг о приключениях Эркюля Пуаро есть то, что я никогда не задавалась вопросом кто он такой и откуда возник. Маленький напыщенный бельгиец казался мне чем-то само собой разумеющимся, чем-то вечным и постоянным. Он просто есть и точка. В этой книге Агата Кристи чуточку приоткроет нам завесу над прошлым легендарного сыщика и обстоятельствами, в следствии которых он очутился вдали от своей родины. Но я не зря употребила слово "чуточку" - факты из жизни сыщика не будут поставлены в центре книги. Их упомянут вскользь. Личность этого оригинала по логике автора нисколько не затмит перипетий детективной линии. Если честно, мне никогда не приходило в голову, что Эркюль Пуаро оказался в Англии, спасаясь от немецкой оккупации времен Первой мировой войны его родной Бельгии!

    В целом же "Таинственное происшествие в Стайлз" - это самый что ни на есть классический детектив. В его сюжете присутствуют практически все необходимые для этого составляющие. Старинное поместье в английской глубинке. Толпа родственников, не пылающих друг к другу никакими теплыми чувствами, в которой все имеют друг на друга зуб. Финансовые дрязги и несколько вариантов завещаний. Тайные страсти и привязанности. Закрытая комната, в которой произошло преступление. Ограниченный круг подозреваемых. И, конечно же, флакончик с ядом, который словно хвостик клубочка ниток запустит процесс распутывания семейных тайн. И именно Эркюль Пуаро ухватится за эту путеводную нить и выведет всех на чистую воду.

    Кстати, в этой книге нам так же предстоит познакомится и с другим персонажем, который будет порой мелькать на страницах детективов Агаты Кристи. Это Артур Гастингс, от лица которого и будет вестись повествование. Наши, так сказать, глаза и уши в Стайлз-корт. Такой себе Санчо Панса при великом сыщике. Который, как и положено верному, но недалекому оруженосцу, порой считает себя умнее своего патрона и предпринимает попытки самостоятельного расследования. Которые, естественно, не увенчаются успехом - король сыска должен быть один и эти лавры себе уже присвоил Пауро! :))

    Эта книга - чуть ли не единственная в моем арсенале прочитанного у Агаты Кристи, где я практически точно угадала преступника. Как это всегда бывает в детективах леди Агаты, я подозреваю всех и вся вокруг. Вплоть до предметов материального мира! :)) Но в этой книге мне показалась странным вот какая деталь, которая впоследствии и стала маленьким пазлом в большой картине разгадки:

    я, как и месье Пуаро, обратила внимание на какую-то чрезвычайно неадекватную ненависть Эви к молодому мужу своей подруги. Настолько преувеличенной она казалась мне, что в ее реальность было сложно поверить. Как будто Эви гордо несла эту антипатию и пыталась убедить в ней всех окружающих. Эдакие чувства на показ. И как это обычно - если человек задался целью рьяно кого-то в чем-то убеждать, значит у него присутствует какая-то неуверенность в том эффекте, который производится, а соответственно -и требует дополнительных усилий. Мне почему-то изначально казалось, что Эвелина влюблена в Альфреда, но я не верила, что это чувство взаимно. Агата Кристи изобразила Эвелину так, что сложно было понять, какого она возраста - ближе к убитой или к ее молодому мужу. Это -то меня и смутило. Я считала ее старушкой и не верила, что Альфред может променять одну на другую.

    И еще я сразу же раскусила один излюбленный прием Агаты Кристи: Эмили Инглторп ругается с кем-то в комнате, в ответ слышно тихий мужской голос и все автоматически решают, что раз ссора - то непременно с мужем. Пару раз я где-то уже встречала эту лазейку в детективах Агаты Кристи, поэтому в тот факт, что в комнате с будущей жертвой был Альфред, не поверила.

    В общем, с этой книгой (как и с большинством книг автора) очень приятно провести пару часов за чтением, поразминать и потренировать свои серые клеточки. И таки получить ответ на вопрос: с чего же все начиналось?)

    45
    684