Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ярмарка тщеславия

Уильям Теккерей

  • Аватар пользователя
    Аноним22 мая 2019 г.

    How to Live Well on Nothing a Year или Как можно жить – и жить припеваючи – неизвестно на что

    Или вся суть романа в одной короткой фразе. На самом деле, прелесть данного произведения я оценила не сразу. У Уильяма Теккерея хороший слог, отличное чувство юмора, восхитительно прописанные персонажи, но я никак не могла втянуться в размеренное неспешное повествование. К середине книги я, как говорил кот Бегемот, была в восхищении.

    То, что вся жизнь – игра и тому подобное мы слышали не раз. Но вот сравнение нашей жизни с ярмаркой, где лицемерят, лгут, пускают пыль в глаза и где тщеславие – главный двигатель общества, не менее интересно и как никогда актуально. Прошло почти два столетия, а воз и ныне там. Самокоронованные "звёзды" (пресловутый бомонд), жажда наживы, многолетние тяжбы из-за наследства, браки по расчёту, жизнь в бесконечный кредит, мишура, блеск и многое-многое другое. Изменилась обёртка, но суть осталась неизменной. При этом Теккерей как будто потешается над нами и своими маленькими ремарками, замечаниями, деталями намекает, что жажда тщеславия есть абсолютно в каждом из нас, это часть человеческой натуры, родившейся и выросшей в обществе.

    Персонажи ярмарки заслуживают отдельного разговора. Несомненным плюсом является тот факт, что автор не навешивает на них ярлыки положительных и отрицательных, но позволяет читателю самостоятельно сформировать своё отношение к ним. Сюжет строится вокруг жизни двух абсолютно непохожих друг на друга девушек – Ребекки Шарп и Эмилии Сэдли.

    Ребекка Шарп – дочь небогатых родителей, пьяницы-художника и танцовщицы, рано оставшаяся сиротой и понявшая, что жизнь – это бесконечная борьба за место под солнцем. При этом у девушки есть все данные, чтобы блистать – красота, таланты, эрудированность, а ещё лицемерие и тщеславие. Она твёрдо задаётся целью выбраться из нищеты и занять видное положение в обществе. На алтарь этого стремления она кладёт всю свою жизнь, жертвуя любовью, ребёнком, дружбой и в полной мере оправдывая свою фамилию – "sharp" – острый.
    Полная противоположность Бекки – Эмилия Сэдли. Эта девушка выросла в тепличных условиях, в довольстве и достатке. Она добра, робка и застенчива. Она живет среди воздушных замков (так и хочется добавить отрывок про единорогов и розовых бабочек), и единственная ассоциация, которая возникла у меня с ней поначалу – пресная. Но события вносят свои коррективы в развитие персонажей.

    Именно события помогают раскрыться персонажам в полной мере. И если поначалу я, например, не очень симпатизировала Бекки, то по мере прочтения я волей-неволей снимала перед ней шляпу. Нет, я не полюбила её и уж тем более не начала симпатизировать. Ребекка Шарп оставалась верна себе до самого конца, совершенствовала навыки лести и лицемерия, и, выражаясь современным языком, "сделала себя сама". Но её твёрдость заслуживает восхищения. Здесь я скорее вижу вину общества, которое навешивает ярлыки и не позволяет подняться исключительно за счёт талантов. Без титула и родословной ты никто, знай ты хоть 10 языков и обладай манерами самой королевы.


    «Не велика хитрость быть женой помещика, - думала Ребекка. - Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, имей я пять тысяч фунтов в год. И я могла бы возиться в детской и считать абрикосы на шпалерах»

    А вот моя реакция на поведение Эмилии могла бы занять несколько страниц, но ограничусь, пожалуй, парой предложений. Если коротко, то эта женщина была создана, чтобы грустить и страдать, как тот синий человечек в мультфильме "Головоломка" (подозреваю, что фамилия Sedley хоть и с другим написанием, но намекает как раз на это). Её печаль вызывает не сочувствие, а раздражение. Она до одури, граничащей с патологией, любит своего сына, чем только вредит ему (один момент, когда её семья находилась на грани голодной смерти и выселения, а она на вырученные деньги побежала покупать книги дитятке, чего стоит!). Она боготворит придуманный ею образ по сути никчёмного человека и, упиваясь своей печалью, отвергает другого, достойного и преданного, который искренне любит её. При этом её ничуть не смущает принимать от него материальную помощь, более того – принимать её как само собой разумеющееся. Честно говоря, под конец романа моё раздражение именно Эмилией достигло апогея. Мне очень хотелось, чтобы у Доббина открылись глаза и он бросил её. И они действительно открылись, жаль только, что временно.

    Образы других персонажей "Ярмарки тщеславия" не менее противоречивы. Старшая чета Седли, их сын Джозеф, старик Осборн со своим сыном Джорджем, объектом поклонения Эмилии, семейство Кроули и многие другие. Все они достойные представители ярмарки тщеславия. Но, наверное, это особенность данного романа – ни один герой не вызывает у тебя искреннего сочувствия или симпатии. При этом, что интересно, сам автор назвал своё произведение A Novel without a Hero – роман без героя. И дело тут не в отсутствии того или иного персонажа, достойного занять центральное место в повествовании, а в том, что все герои настолько увлечены суетой и погоней за пустыми мечтами, что просто не дотягивают до звания Героя, способного повести за собой и привнести в этот мир что-то достойное.

    В который раз убеждаюсь, что классика мировой литературы – это не пустой значок "бестселлер", который сегодня вешают на всё подряд. Это гарантия качества, уверенность в том, что после прочтения произведения ты точно откроешь что-то новое и станешь чуть лучше понимать эту жизнь.

    P.S. При прочтении никак не могла перестать проводить параллели между Ребеккой и Эмилией в "Ярмарке тщеславия" и Скарлетт и Мелани в "Унесенных ветром". Что-то точно есть.

    14
    2,5K