Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Искра жизни

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Elinava21 мая 2019 г.

    Роман повествует о последних неделях пребывания заключенных в концлагерях, накануне их освобождения союзными войсками. Автор исследует много интересных и глубоких вопросов, связанных с выживанием. Лишенные здоровья, достоинства и даже имен, люди проходят через горнило страданий, изменяющих их безвозвратно.

    (В тексте спойлеры)

    Ремарк поднимает интересную тему - он исследует то, как надежда влияет на способности к выживанию и как она может убивать. Поэтому большая часть героев его романа стремится уничтожить ее в себе. Но ростки надежды всё равно пробиваются и помогают лишь тем, кто ощутил её приход достаточно поздно. Это не самая сильная книга автора, несмотря на поднятую тему, позже, я прочла что это единственная книга, которая не опирается на его собственный опыт.

    Помимо торжества и коварства надежды Ремарк исследует феномен подчинения авторитету, предвосхищая работу Стэнли Милгрэма. Так, в уста американского капрала, который арестовывает начальника лагеря, он вкладывает фразы, которые будут часто звучать в судах нюрнбергского процесса: "Я только выполнял приказ, я должен был подчиниться".
    Прекрасная иллюстрация того, что всякий человек способен на насилие и чем больше дистанция между палачом и жертвой, тем проще подписать смертельный приговор.

    Вспоминаются Виктор Франкл и его "Сказать жизни да" - Возможности к выживанию в человеке почти безграничны и трудно предугадать фактор, позволяющий ему цепляться за жизнь. Для кого-то обожжёная войной девушка с той стороны колючей проволоки и дом, который должен устоять любой ценой. Для кого-то профессия (отсылка к доктору Равику из "Триумфальной арки"), для кого-то возможность творить молитву и опекать ребенка. У всех героев есть смысл. Именно смысл помогает им выживать. И возможно то, что 509-й, увидев свое отражение в луже, осознав свою старость, а следовательно - конечность своего существования, и повлияло на его решение спасти других ценой собственной жизни.

    Ремарк выводит несколько архетипичных образов Делец, Служитель, Влюбленный Мыслитель. В последнего он вкладывает отношение к смерти, свойственное эпикурейцам - Я не боюсь смерти потому что пока я жив её нет, а когда она наступит, меня уже не будет.

    Роман поднимает ещё один, интересующий меня вопрос, адаптация к запредельным состояниям. Прожив множество лет в лагере, они зачеркнули свою жизнь. Там не было места ощущению "здесь и сейчас" словно психика в попытке защитить себя схлопнула временной континуум. Им тяжело покинуть лагерь, который был их абсурдной, но жизнью, так как силён страх перед преследователями и тем, что за периметром лагеря они никому не нужны. Служителя и Делец адаптируются быстро, так как у них есть дело, у влюбленного есть возлюбленная, о которой нужно заботиться.

    Символично, что осознав собственную ненужность, Мыслитель умирает. Для многих, как для Агасфера последующая жизнь становится лишь блужданием от могилы к могиле. Подавляющее большинство не покинет лагерь никогда и будет вновь возвращаться в него в минуту душевных тревог или кошмарных снах. Невозможно холодное, прекрасное произведение.

    7
    1,6K