Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Подземный Венисс

Джефф Вандермеер

  • Аватар пользователя
    voyageur16 августа 2011 г.

    В этом без сомнения причудливом описании будущего можно встретить множество мотивов: тут и Орфей с Эвридикой, и "Генетическая опера", и кибер- и стимпанк, и немного библейских аллюзий, и легкий налет постапокалиптики, и холодный привкус антиутопии, и даже воспоминания о школьных учебниках зоологии и анатомии. Коротким и емким слогом автор слепил из всего этого эдакого генетически зацикленного барочного панка в фантастической литературе.

    Сначала я наивно доверился успокаивающему и мирному тону автора и втянулся в жизнь молодого парня Николаса - бездарного художника-ваятеля голограмм и по совместительству сленг-жокея. Он - типичный житель Венисса, этой урбанистической и анархичной конструкции, составляющей человечество после изнурительных гражданских войн в стиле "все против всех". Внешняя цивильность технологично продвинутого мегаполиса - всего лишь верхушка для многослойного подземного города, где традиционно процветают рабство и криминал. Хотя какой криминал - законов у Венисса, как и какой-нибудь политической структуры нет - все держится на честном слове. Ах да, в городе есть еще таинственный Квин - владелец цирка, масштабы которого раскрываются со временем. Он - мастер Живого Искусства - потрясающего умения лепить живых существ практически из глины. Впрочем, умение такое вовсе не уникально - лепкой животных здесь занимаются детишки. Правда, контроля за этим никакого, вот и получается, что дитятки от нечего делать лепять пятиногих котят с фасеточными глазками, потрохами наружу и человеческим ухом на макушке (хотя это им аукнется, ой как аукнется).

    Однако после пары невинных, описательных глав начался совершеннейший беспредел. В последующей литературно-генетической мясорубке смешалось то, что сложно было поначалу даже представить: интеллигентые сурикаты с генами гориллы и кенгуру; "дивный новый мир" за голограммой вонючей помойки; предательства-убийства-погони; многомильная очередь на сдачу органов (да, товарищи, это не пустую тару сдавать); гротескный центр-репозиторий органов, где шаловливые хирурги пинают по коридорам рассыпавшиеся глазные яблоки, а дети радостно выковыривают из трупов новые; говорящая голова, приклееная к подносу; мир как рыба и рыба как мир; ну, и как в хороших историях - встреча с Создателем.

    Даже не знаю, что поразило больше - множество разнообразных мутантов (хорошо хоть на Чайне поообвыкся малость), анатомическая и физиологическая детальность, емкость эмоциональных описаний либо же большая генетическая игра-война между видами за выживание. Ведь эволюция, оказывается, вовсе не линейная структура, привидевшаяся дядюшке Дарвину, а цирк (без)умного конструктора, лепящего тела, органы и судьбы индивидов и их видов.

    P.S. флэшмоб-2011, мерси decemberboy

    9
    301