Рецензия на книгу
Постоялец
Жорж Сименон
Аноним15 мая 2019 г.А город пил коктейли пряные...
Расположившись на полке железнодорожного вагона или в кресле самолёта, предвкушая активный в меру или совершенно-созерцательный отдых, мы берём с собой пару томиков с лёгкими романчиками или детективами, то что часто называют "вокзальным" либо "пляжным" чтением. Эти книги быстро просматриваешь, так же быстро забываешь и без сожаления оставляешь для кого-то, точно так же решившего скоротать время.
Все это явно не относиться к романам Жоржа Сименона . Читать его нелёгкое занятие, пишет он в своеобразно-занудной манере и чтобы втянуться вам потребуется пара-тройка книг, прочитанных подряд.На страницах именно этой книги вам не встретится комиссар Мэгре в тяжелом драповом пальто, он не вынет из кармана трубку, не набьет неторопясь ее табаком и мы не узнаем рюмку какого именно ликера он закажет себе в бистро. Это одна из тех немногих книг у автора где мы не увидим вереницы подозреваемых и допросов в полицейском участке. Без всех этих представителей власти Сименону удастся развернуть перед нами историю Эли Нажеара, молодого, неудачливого, трусливого... Совсем небольшая повесть , в которой совершенное преступление вообще не главное. Разводной ключ, приобретенный с целью убийства и всего пара страниц, отведенных для описания самого преступления. Зато автор дает возможность взглянуть на личность преступника по новому, увидеть его агонию, его страхи, его успокоение после ареста.
Сделав нас свидетелями как самого преступления, так и последующих дней, когда Нажеар скрывается в пансионе мадам Барон, Сименон каким-то непостижимым образом заставляет нас сочувствовать злодею. Бесспорно автор осуждает зло, но и, одновременно, выступает адвокатом героя.Одной из примечательных черт всех историй писателя является обязательное раскрытие трезвого и рационального взгляда на жизнь второстепенных персонажей, находящихся рядом с главным героем. Иногда их моральные принципы удивительно схожи, а очень часто они придерживаются особого взгляда на преступления.
С одной стороны "убивать вроде бы как-то и нехорошо", а "деньги надо зарабатывать трудом". С другой стороны "выгоды то никакой, и как жалко", но и в жандармерию не мешает донести, но опять же поплакать, понаблюдав за отправкой партии заключённых на каторгу...
Мы чётко видим, что за страхами и истериками стоит желание избежать наказания, а вовсе не раскаяние в содеянном. Никого не мучают кошмары с обезображенными трупами и перестуком колёс. И в то же время эта никчемность и слабость вызывают какую-то смутную жалость.Как это удаётся Сименону я понять не могу. Может поэтому и продолжаю читать раз за разом эти вязкие, тягучие, не дающие прямых ответов романы.
541K